CEO «Женщины в Советах Директоров» — о важности гендерной диверсификации


CEO «Женщины в Советах Директоров» — о важности гендерной диверсификации


Люди
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Елена Речкалова: «Рост доли женщин в советах директоров — залог устойчивости бизнеса»

CEO «Женщины в Советах Директоров» — о важности гендерной диверсификации


В праздничный Международный женский день экспертная медиаплатформа «Умная страна» представляет интервью с лидером сообщества «Женщины в Советах директоров», членом совета директоров Банка «Юнистрим» Еленой Речкаловой. Эксперт рассказала, почему компаниям важно стремиться к гендерному паритету в высших органах управления.

— На чём основывается тезис о важности более активного включения женщин в составы советов директоров компаний?

— Международная консалтинговая компания McKinsey&Company регулярно анализирует ситуацию с включённостью женщин в стратегическое управление бизнесом. В одном из недавних исследований эксперты установили прямую связь устойчивости крупных компаний от доли представленных в их советах директоров женщин. И число успешно работающих компаний — тех, где высока доля участия женщин в органах управления — стабильно растёт год от года.

Очевидно, что женщины сегодня действительно оказывают всё большее влияние на экономику во всём мире. Но я сразу призываю правильно расставить акценты: речь идёт не о том, что советы директоров компаний должны быть полностью женскими, а о необходимости гендерной диверсификации в высших органах управления. Исследования McKinsey как раз доказывают, что гендерно диверсифицированные команды экономически в силу разных причин более выгодны, чем моногендерные. Рост доли женщин в советах директоров — залог устойчивости бизнеса. С важной оговоркой о соблюдении паритета мужчин и женщин.

— Можно ли сказать, что эти истины доходят до адресатов? Политики и предприниматели делают выводы из такого рода исследований?

— Давно уже не секрет, что в ряде европейских стран действуют установленные законом гендерные квоты на участие женщин в советах директоров компаний. Они отличаются от страны к стране по степени «категоричности»: от жёстко прописанных цифр до «настоятельных рекомендаций». Мы, так или иначе, видим, насколько важна эта тема для западного общества и деловой среды. В России об этом тоже начали активно говорить.

— Каков конкретно экономический смысл в увеличении женского представительства в управлении компанией?

— Женщины контролируют порядка 80% потребительских расходов. Именно потребительские расходы и потребительский спрос являются сегодня главными драйверами развития экономики. Она ориентирована на потребителя, и женщины, составляющие большую часть населения России — это очень большой клиентский сегмент. Так что наличие высокой доли женщин в управлении компании — это вопрос не «культуры», а важный фактор конкурентоспособности для бизнеса.

Кроме того, женщины являются и более консервативными инвесторами. Лет десять тому назад нынешняя глава европейского Центробанка, а тогда директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард сказала, что если бы вместо Lehman Brothers (инвестиционный банк, крах которого породил глобальный кризис 2008 года) был бы Lehman Sisters, то и мир бы сегодня был совершенно другим. Потому что женщины — от природы — совсем по-другому относятся к риску, у женщин генетически заложен инстинкт сохранять, они внимательно относятся к деталям. Женщины также менее терпимы к коррупции и, как правило, избегают работать на ответственных позициях в высококоррумпированных компаниях.

— А есть ли принципиальная разница в управленческих моделях руководителей мужчин и женщин?

— Ряд авторитетных исследований показал, что женщины действительно иначе строят управление бизнесом. Руководители-мужчины склонны выбирать, как правило, командно-административные модели лидерства, в то время как у женщин лидерство — наставническое. Кроме того, женщины-управленцы куда охотнее предпочитают опираться на «постулаты» ESG-менеджмента, сочетающего в себе экологическое, социальное и корпоративное управление. Стоимость компании на рынке прямо зависит от того, насколько её стратегия учитывает фактор этих «трёх китов». ESG-менеджмент — это менеджмент грамотного управления рисками, то, на чём женщины по природе своей делают больший акцент. Когда мы слышим, что в такой-то компании проводится политика гендерной диверсификации на высшем управленческом уровне — мы понимаем, что там уже сформированы естественные факторы контроля рисков.

Таким образом, необходимость увеличения представительства женщин в советах директоров компаний — это вовсе не какая-то «дань моде», не проявление феминизма итп. Это всего лишь поиск дополнительных ресурсов для роста экономики.

— Периодически мы в России так же слышим произносимые на самом высоком уровне слова о важности более активного включения женщин-управленцев в экономику.

— Государству необходимо разрабатывать и внедрять комплексные меры по активному привлечению женщин в экономику. Возможно, стоит перенять опыт европейских коллег по части введения квот, которые позволят увеличить долю представительства женщин на самых высоких стратегических уровнях. Женщины наравне с мужчинами должны формировать новые ролевые модели в управлении компаниями.

Интересно, что Россия занимает стабильно высокие строчки в мировых рейтингах доступности образования для женщин, при этом в период с 2006 по 2020 годы мы, согласно данным исследования Gender Up, по показателю экономического участия женщин опустилась с 22-го до 32-го места. По показателю участия женщин в политике позиции упали, соответственно, со 108-го до 122-го места.

При этом не так давно у нас в Минэкономразвития посчитали, что если бы показатели экономической активности женщин в России была бы в этом рейтинге выше на 6 пунктов, то наша страна по размеру ВВП давно бы превзошла Германию.


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться