Сооснователь ярмарки цифрового искусства Disartive — о том, как устроен сегодня рынок digital art
Сооснователь ярмарки цифрового искусства Disartive — о том, как устроен сегодня рынок digital art
Сооснователь ярмарки цифрового искусства Disartive — о том, как устроен сегодня рынок digital art
УС: Как начинался проект Disartive?
ОД: Идея ярмарки цифрового искусства пришла ко мне в 2019 году. Так получилось, что я к этому времени уже уверенно «варилась» в этой сфере и первая в России начала продавать предметы искусства за биткоины. Хотя к тому времени в США уже успешно существовала международная выставка-ярмарка цифрового искусства CADAF, которую, кстати, организовала наша соотечественница.
В какой-то момент ко мне стали обращаться стартапы со всей России с предложением помочь вывести на цифровой рынок их артефакты, созданные с применением цифровых технологий. Я изучила их кейсы и решила рискнуть – в то время это был совершенно новаторский вызов. Тогда я даже не представляла, насколько быстро он станет актуальным и востребованным.
УС: Как технологии блокчейн работают на поле арта?
ОД: Я не знаю, как блокчейн-технологии работают в сфере «традиционного» искусства и работают ли они там вообще, но если мы говорим про digital art, то здесь блокчейн-технологии, а именно токен ERC21, гарантируют подлинность копии предмета цифрового искусства, верифицируют её. Если в физическом мире очень сложно, если не невозможно, создать идентичный арт-объект, то в цифровом мире это делается одним нажатием клавиши.
Предметы цифрового искусства, создаваемые художником не под заказ, а для себя, долгое время не признавались предметами искусства и лишь когда появилась возможность давать файлу цифровую подпись, подтверждающую его уникальность, открылись отличные возможности для развития рынка цифрового искусства.
УС: Это вообще история про деньги? Покупатели у цифрового арта есть?
ОД: На недавно завершившейся ярмарке мы продали 6 цифровых арт-объектов топовых авторов на общую сумму порядка 30 тысяч долларов. Всего было собрано более полусотни работ авторов со всей России – молодых и уже известных. И отдельно упомяну собранный нами клуб коллекционеров – моя отдельная гордость.
УС: Как Disartive работает с художниками, желающими стать участниками ярмарки?
ОД: У нас уже есть сформированный пул авторов: кого-то мы приглашали, некоторые сами предложили сотрудничество. Поток желающих достаточно большой, и мы стали тщательнее отбирать участников.
Вообще Disartive в перспективе станет продюсерским агентством, мы будем работать с художниками и брендами, приглашать западных авторов для коллабораций и организовывать разные активности с нашими художниками, которые уже входят в пул проекта. Так что мы открыты для сотрудничества, но в основном ищем проекты и авторов сами.
УС: Тем не менее, пока что инвесторы к цифровым проектам относятся настороженно…
ОД: Такие инвестиции относятся пока к категории высокорисковых, хотя 20-30% портфеля уже имеет смысл держать в цифровых активах. Но здесь труднее предсказать, какой проект станет «единорогом» и будет приносить прибыль, пока большой объём инвестиций в диджитал уходит в никуда.
Но важно видеть тренд: интерес к цифровому искусству стабилен, он растёт, как и к прочим цифровым проектам, предлагающим новые торговые решения.