Спецпроекты
Благодаря каким технологиям поезда могут догнать самолёт
Благодаря каким технологиям поезда могут догнать самолёт
Технологии
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Очень быстрый поезд

Благодаря каким технологиям поезда могут догнать самолёт

Высокоскоростные поезда в России – явление довольно экзотическое и представляет из себя несколько «Сапсанов», которые соединяют Москву и Санкт-Петербург. Все остальные российские поезда не развивают скорость выше 200 км/ч, а потому могут считаться только скоростными. Однако, в мире уже давно существуют составы, способные посоревноваться с самолетами.

Рельсовые поезда

Весь мир покрыт огромным количеством классических рельсов, а потому основной путь развития высокоскоростных поездов – модернизация составов, которые способны использовать эту сеть.

Для ускорения поездов они проектируются такой формы, которая позволит максимально снизить аэродинамическое сопротивление. Поэтому кабины этих поездов очень вытянуты в длину, но сужены в высоту. Такая форма позволяет большим и тяжелым поездам получать низкое сопротивление воздуха и развивать высокую скорость.

Самый быстрый рельсовый поезд – французский TGV(«Trainagrandvitesse» - поезд с большой скоростью). Такие поезда каждый день перевозят пассажиров со скоростью 320 км/ч. Остальные скоростные поезда Японии, Южной Кореи, Испании, Германии и других стран развивают скорость не ниже 300 км/ч.

Российский Сапсан - это SiemensVelaro, который способен разгоняться до 300 км/ч. Однако условия скоростной магистрали, по которой он ходит в России, не позволяют ему ехать быстрее 250 км/ч. Зато, Сапсан – самый широкий скоростной поезд в мире. Это обусловлено тем, что в России используется более широкая железнодорожная колея.

Маглев

Скорость поездов ограничивают несколько параметров. Основные – сопротивление воздуха и трение колес о рельсы. Поезда системы Маглев используют магнитную подушку, что позволяет им исключить трение полностью.

Поезда на магнитной подушке не касаются земли и немного «приподняты» в воздухе, что позволяет им развивать огромную скорость. Они тоже проектируются с расчетом на уменьшение сопротивления и в итоге по скорости могут быть сравнимы с самолетами. При этом, поезда на магнитной подушке в пять раз более энергоэффективные по сравнению с современными самолетами. А отсутствие трения делает их практически бесшумными, что решает основную проблему проживающих возле линий высокоскоростных поездов.

Однако, такие поезда не могут использовать уже существующую инфраструктуру. Для маглева требуется строить отдельные пути с очень тяжелыми магнитами. В итоге один километр такого рельса (маглев ездит по одному рельсу) стоит как один километр метро, построенного закрытым способом.

Рекордная скорость среди поездов на магнитной подушке, как и среди поездов вообще – 603 км/ч. Это скорость, которую японский поезд Синкансен развил на тестовом полигоне, когда только машинист был на борту. Нормальная рабочая скорость для этого же поезда – 320 км/ч, то есть такая же, как и у TGV. Власти планировали к 2013 году увеличить скорость на одной линии до 360 км/ч, но сделать этого не удалось и планы перенесли на 2020 год.

А вот китайский маглев, который курсирует между городом и метро, развивает самую быструю скорость среди поездов на регулярной основе. Во время обычного маршрута он разгоняется до 431 км/ч.

В Японии сейчас строится новая линия поездов на магнитной подушке Тюо-синкансэн, большая часть которой будет проходить под землей. Это позволит поездам на ней разгоняться до 498 км/ч.

Но все существующие маглевы очень дороги и приносят убытки. Строительство новой и полностью обособленной инфраструктуры мало кто может себе позволить. Поэтому работающие системы есть только в Азии, а в Европе и не обсуждается возможность создания линий. Гораздо выгоднее развивать уже существующие линии, работающие на обычных рельсах.

Вячеслав Оглоблин


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться