Разница между обучением офлайн и онлайн будет стираться, в вузы придут практики
Разница между обучением офлайн и онлайн будет стираться, в вузы придут практики
Education hub
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Евгений Сженов: В ближайшие годы будет меняться логика преподавания

Разница между обучением офлайн и онлайн будет стираться, в вузы придут практики

Научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», член общественного совета при Минобрнауки РФ Евгений Сженов рассказал основателю экспертной медиаплатформы «Умная страна» Ольге Ручьевой и директору образовательно-консалтингового центра Smart Country Елене Антоновой, как цифровизация влияет на тренды в образовании, о трансформации университетов, а также о том, почему вузы будут создавать коллаборации с высокотехнологичным бизнесом, EdTech-проектами.

Цифровизация трансформирует образование

— Евгений, каким вы видите будущее образования? Сейчас цифровые технологии активно развиваются, во все процессы включается ИИ, растут страхи вокруг цифровизации. Как это всё транслируется в сферу образования?

— Ключевой тренд в образовании будущего — это искусственный интеллект. Сейчас я наблюдаю, что в среднее профессиональное, высшее и дополнительное образование приходят преподаватели нового поколения. Они во многом практики, работающие в реальном бизнесе, но при этом обладающие преподавательскими и цифровыми компетенциями. Они свободно владеют разными формами педагогики, могут лавировать в разном контенте, спокойно выходить в онлайн со своими студентами, готовить лекции с элементами интерактива и так далее. Я полагаю, таких преподавателей будет становиться всё больше.

В перспективе цифровая трансформация будет все больше и больше объединять разные сервисы, которые сейчас не объединены, и разница между обучением оффлайн и онлайн будет стираться. Это еще один тренд, стирание разницы между обучением оффлайн и онлайн. Ведущие образовательные организации, университеты будут уходить от своих физических границ. Аудитории с живым общением преподаватель-студент, конечно сохранятся, но университеты, которые побеждают в глобальной конкуренции не только в своих регионах, но и на мировом уровне, все больше будут становиться международными. Они будут менять язык преподавания, в том числе с помощью искусственного интеллекта, и университету будущего будет несложно, находясь в России, учить студентов, например, в Латинской Америке, в Китае, либо в Индии.

Уже сейчас технологии позволяют проводить обучение в режиме реального времени, делать синхронный перевод. Безусловно, в будущем этот процесс будет более прогрессивным. Точно так же, как будут более прогрессивными образовательные онлайн-материалы. Думаю, что ведущие российские вузы выйдут на мировой рынок дополнительного образования.

Третий тренд — формирование сплава традиционных государственных классических образовательных организаций. Таких, как университет с академической наукой и образование с лидерами EdTech. Это все-таки два разных мира: успешное коммерческое образование и университет с научной школой и фундаментальным образованием. Уверен, что они все больше будут идти друг другу навстречу, создавать разные коллаборации, кооперации.

По моему мнению, университетские кампусы будут все активнее превращаться в точки роста города, региона и даже страны. Университетский кампус будет площадкой для трансформации всего пространства региона. На нем будет завязываться все больше функций:

●                классическая — обучение студентов,

●                фундаментальная — развитие науки,

●                социальная — миссия университета через трансформацию кампусов, которые будут становиться более мультифункциональными, более включенными в разные задачи, в том числе социальные.

Уже сегодня мы видим, что идет трансформация кампусов, которые адаптируются для молодых мам с детьми, для студентов с детьми, в том числе для преподавателей с детьми. И это только начало. Уверен, через 10-20 лет мы не узнаем студенческие городки. У них будет очень много разных новых фишечек, нацеленных на человекоцентричность.

— А если говорить про среднюю школу и обучение детей?

— В перспективе ключевой задачей Минпросвещения и трендом будет стандартизация уровня и качества образования в школах. Сейчас оно очень сильно отличается в крупных городах и в малых школах в труднодоступных регионах.

Для решения этой задачи необходимо новое поколение школьных учителей. Я надеюсь, что массовый выпуск педагогов будет организован в педколледжах и педуниверситетах, при этом учителям будет предлагаться достойная зарплата.

Второй тренд — это цифровая трансформация школьного образования, подключение к этому процессу ИИ.

— Если говорить про вузы. Сейчас существует очень большой бюрократический барьер для продвижения новых стандартов в высшее образование, а также для приема на работу практиков. Это я говорю как преподаватель вуза, как человек, который проходит все эти препоны для того, чтобы привлечь к работе на кафедре преподавателей-практиков. В государственном вузе их можно пригласить на ДПО, но очень сложно для преподавания студентам бакалаврам и магистрам. Как вы считаете, эта проблема будет когда-нибудь решена или нет?

— Я уверен, что это будет решено и я обозначил это как тренд трансформации высшего образования в будущем. Но вы совершенно правы, сегодня законодательство и стандарты немножко, а где-то и сильно отстают от задач по неминуемому изменению вузов и людей в университетах. Где-то законодательство меняется очень быстро, например, когда была пандемия COVID, очень многие нормы, которые мешали университетам и школам работать, были скорректированы. Госдума работала практически круглосуточно, законопроекты были очень быстро приняты и подписаны президентом. Думаю, что эта практика будет продолжаться и требования к кафедральным преподавателям, в целом к ВУЗу о том, что должно быть «определенное количество остепененных преподавателей, такое-то количество докторов», будут точно меняться. На госслужбу и в депутатский корпус уже пришло и будет продолжать приходить довольно много молодых прогрессивных руководителей, которым диковато видеть и слышать, что вуз будут выигрывать какие-то программы только потому, что там есть 10 докторов наук, которые оторваны от реалий. Думаю, что в горизонте нескольких лет это изменится, так как задачи, поставленные президентом и правительством по подготовке огромного количества кадров нового поколения, в том числе инженерных, а также специалистов с цифровыми компетенциями, невозможно решить за счет старого подхода. Я жду, что в ближайшие годы логика «кто должен преподавать в университете», будет меняться.

Гибридные формы обучения и коллаборации

— Вы говорили про гибридные форматы обучения в высших учебных заведениях. Я слышала такую гипотезу, что скоро оффлайн-образование будет доступно только элите, а все остальное выйдет в онлайн. Насколько такое разделение реально?

— Не уверен, что все будет так категорично. Сегментация онлайн и офлайн образования происходит уже сейчас. До недавнего времени у нас существовали более авторитетные, заслуженные и уважаемые вузы, а также те, что попроще. Но это не было сознательное, принципиальное деление, так как первая категория вузов заработала свой вес и авторитет исторически, поэтому к ним идет более подготовленный абитуриент с более высокими баллами, там работают более крутые преподаватели, ученые, и вуз выше котируется в рейтингах. Нынешняя модель высшего образования подразумевает деление университетов на ведущие, где будет сделан акцент на науку и практикоориентированные, в которых будет сильная связь с промышленностью, с бизнесом.

Также будут университеты попроще, где будут готовить массового выпускника, но там не будет магистратур, так как магистратура это все-таки привилегия для тех вузов, у которых есть топ-преподаватели. В вузах попроще не будет аспирантур, так как они не делают ставку на науку. То есть у нас наука и более прогрессивные формы обучения, магистратура, уходят в ведущие вузы.

Вузы попроще можно будет сравнить с прикладным бакалавриатом в странах Запада, они будут в большей степени стыковаться со средним профессиональным образованием. Здесь мы увидим бесшовный переход из СПО в вузы, заточенные на подготовку массового профессионала. Суперспециалистов будут готовить ведущие университеты. Вот в этом смысле очная форма останется везде. Однако, вы совершенно правы, онлайн-формы обучения станут более массовыми.

Кроме того, уверен, что мы будем идти к увеличению количества учащихся в вузах. В России большим считается университет, где учатся 20-30 тысяч человек, а в Индии есть вузы, где 150 тысяч студентов.

При этом элитная часть учащихся, которые смогут себе позволить физическое нахождение в университете, смогут платить за общежитие, снимать квартиру, физически ходить на занятия, сохранится примерно на том же уровне что и сейчас. Просто потому, что мы не можем растянуть общежития, не можем подвинуть город, поэтому и через 10, и через 20 лет офлайн в вузах у нас будет учиться примерно одно и тоже количество людей. Рост будет идти за счет онлайн-обучения, в том числе за счет студентов из других стран. Этот процесс мы сейчас наблюдаем в зарубежных странах. Во многих в западных программах, в части программ MBA принимают участие люди, которые подключаются со всего мира. Более качественное обучение, назовем его элитным, будет у тех, кто сможет слушать живой контакт, общаться с преподавателем, и при этом сможет подключаться онлайн.

— Сейчас мы видим большую ломку системы образования. 3-4 года назад был бум, так называемого, информационного бизнеса, а последний год я бы сказала, что началась глобальная трансформация информационного бизнеса. При этом есть уже несколько кейсов, когда люди из информационного бизнеса делают совместные программы с ведущими российскими вузами. На ваш взгляд, насколько это может превратиться в тенденцию? И второй момент, как эта история может трансформироваться? Может повысится квалификация самого инфобизнеса и практики придут в вузы через этот канал?

— Я не являюсь сторонником романтизации инфобизнеса как образовательного пространства. Скажу честно, можно по-разному называть людей, которые, не будучи профессиональными преподавателями, более того, не обладая полноценно сформированной верифицированной, проведенной через ученые советы и утвержденной программой, позиционируют это как образование. Безусловно, количество блогеров, инфлюенсеров, которые умеют давать образовательный, консультационный, познавательный, просвещающий контент через интернет, будет расти, так как на это есть запрос. Есть масса ниш, где такие образовательные услуги, хотя они часто не являются образовательными, имеют место быть. Это относительно короткое обучение — от нескольких дней до нескольких месяцев, это относительно несложные компетенции, так как говорить про экспресс-обучение онлайн в непрофессиональных образовательных организациях инженеров, врачей или строителей априори невозможно. Но при этом я ожидаю рост количества коллабораций вузов с образовательными блогерами. Лидеры инфобизнеса, которые доказали свои компетенции по бизнес-тренингам, психологическим тренингам, travel-историям будут приглашаться вузами для кооперации. На нынешнем этапе вузы очень консервативно относятся к такого рода партнерам. Исключение составляют кооперации, когда блогер — выходец из вуза: учитель-блогер, преподаватель-блогер, ректор-блогер, но не наоборот.

Без драйва результата не будет

— Вы также сказали, что одним из трендов будет увеличение зарплат учителей. Очень хочется, чтобы в школах появились мужчины, которые поймут, что могут в школе получать достойные деньги и содержать семью. Как вы считаете, это вообще возможно?

— Я считаю, что это безусловно возможно. Если мы посмотрим на то, что становится модным у молодежи, то как правило, мода идет вслед за тем, что транслируется по телевизору, в соцсетях и через различных лидеров мнений. То есть то, что поддерживает большой медиа-мейнстрим в молодежной среде становится модным. Поэтому если медиа, как новые, так и классические подключатся к решению этой задачи, как они включились в популяризацию науки среди молодежи, после чего у нас в науку пошло довольно много ребят, то задачу удастся решить. Если призыв останется на словах, без драйва, то результата не будет.

У нас традиционно в педвузы и педколледжи идут девчонки. Я буквально две недели назад читал лекцию в одном педагогическом колледже, и там я не видел ни одного парня. Про вузы не буду врать, так как не знаю всей картины, но педагогика пока больше всего привлекает девушек. В то же время, сейчас в бюджет заложены очень существенные деньги, связанные с нацпроектами: с образованием, наукой, технологиями, подготовкой кадров, молодежью. В каждом нацпроекте есть дорожная карта, которая актуализируется. Каждый год финансирование подстраивается под наиболее актуальные проблемы. Я думаю, что если эту тему начать продвигать медийно и на разных экспертных площадках, на форумах, в том числе молодежных, с участием лидеров мнений, то вполне реально, что очень быстро профессия педагога будет популяризирована среди парней.

Что касается зарплаты учителей, мы видим, что потихоньку под давлением родительского, учительского, экспертного сообщества, зарплаты растут. Минпросвещение и Минфин понимают, что для решения тех задач, которые ставит государство, необходимо большое количество учителей. Парни работать учителями не пойдут, если не будут получать достойную зарплату. Поэтому зарплата понемножку каждый год повышается, и эта тенденция будет продолжаться.

 

Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ.

Более 10 лет является консультантом Администрации Президента, Правительства РФ, Минобрнауки России и ряда других ФОИВ, глав регионов, ректоров ведущих университетов России в области управления образованием.

С 2021 года является председателем Экспертного совета по непрерывному образованию при Комитете по науке и высшему образованию Государственной Думы Российской Федерации, член Общественного совета при Минобрнауки РФ, член Экспертного совета по молодежной политике при Комитете по молодежной политике Государственной Думы

Российской Федерации. Член программной дирекции Московского международного салона образования, член Экспертного совета Российского общества «Знание».

Организатор и модератор ключевых форумных мероприятий последних лет в сфере высшего образования и науки. Один из ведущих в России специалистов по управлению в дополнительном профессиональном образовании (ДПО).

С 2019 принимает активное участие в реализации проектов АНО "Россия — страна возможностей", является медиапартнером, модератором и участником многих мероприятий проекта Президентской платформы.

 

Фото предоставлено экспертом


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться