Инструменты независимой оценки качества образования оценили эксперты
А также обсудили, как выявлять лучшие образовательные практики
Представители вузов, работодателей, аккредитующих организаций, рейтинговых агентств и центров сертификации обсудили, как результаты независимой оценки формируют подходы к совершенствованию образовательных программ, повышению качества подготовки выпускников и адаптации к требованиям рынка труда. Об этом шла речь на VIII Национальной конференции «Архитектура университетского образования: стратегии развития человеческого капитала России».
Заместитель генерального директора АНО «Национальное агентство развития квалификаций» Алла Факторович рассказала о применении независимой оценки квалификации (НОК) в высшем образовании. «Инструменты Национальной системы квалификации позволяют готовить выпускников с нужными для рынка квалификациями, что повышает вероятность их успешного трудоустройства по полученной профессии и дальнейшего карьерного роста», — отметила эксперт.
Она также рассказала о новом инструменте оценки качества подготовки кадров — совмещении государственной итоговой или промежуточной аттестации с НОК. В пилотном проекте ГИА—НОК приняли участие 36 вузов и 23 совета по профессиональным квалификациям. Из более тысячи студентов и выпускников вузов, сдававших профессиональный экзамен, 74% прошли его успешно. Национальное агентство совместно с СПК и вузами разработало методику применения НОК в системе высшего образования, которая рекомендована Минобрнауки России. Целям реализации проекта ГИА—НОК также служит матрица соответствия направлений подготовки (специальностей) и профессиональных квалификаций.
Советник генерального директора Национального агентства Александра Серова
рассказала о профессионально-общественной аккредитации (ПОА) образовательных программ. В отличие от государственной аккредитации и аккредитационного мониторинга, задачами которых является обеспечение минимального гарантированного уровня качества образования, ПОА имеет целью выявление и признание лучших практик, а также — через инструмент признания — воздействие на критерии качества, которые должны применяться в образовательных организациях, установление норм в этой области.
«Пока не все работодатели видят в ПОА прямой способ влиять на содержание и результаты образовательных программ, но чем больше система образования будет открыта для взаимодействия со сферой труда, тем выше будет значение профессионально-общественной аккредитации (наряду с независимой оценкой квалификаций). Если мы хотим, чтобы работодатели более активно участвовали в реализации программ, нацеленных на обеспечение российской экономики квалифицированными кадрами (например, в программах СПО по проекту «Профессионалитет» и в так называемых «корпоративных» программах магистратуры, индустриальной аспирантуры, где государство готово разделить бремя финансирования с работодателями-заказчиками), тем больше работодатели должны быть уверены, что они вкладываются в качественный образовательный продукт, — говорит Александра Серова. — Профессионально-общественная аккредитация может помочь им в этом. Также есть шанс сблизить процедуры государственного аккредитационного мониторинга и ПОА в той части, где государство заинтересовано увидеть не только преодоление нижних порогов по требованию качества, но и развитие образовательных организаций в направлении улучшения качества своих программ».
Фото: пресс-службы Президентской библиотеки.