Новость дня
Финал всероссийского III конкурса HR–ов пройдет в Москве
Новость дня
Офис – там, где ты
Новость дня
Какое будущее у майнинга: мнение экспертов
Новость дня
Никита Куликов: Боевые роботы – это то же самое что автомат Калашникова
Новость дня
Могут ли у роботов появиться эмоции?
Новость дня
Нейросети на практике: работающая технология или маркетинговая уловка
Новость дня
Как не попасть в ловушку криптовалютных мошенников
Новость дня
Почему биткоину сложно достичь прежних высот
Новость дня
Роботы вместо начальников
Новость дня
Роботы из международных корпораций
 

Как продать технологию

Почему стартапы не всегда достигают коммерческого успеха

В мире все больше молодых компаний, предлагающих актуальные решения для людей и бизнеса. Но просто создать новую технологию недостаточно. Главный критерий удачности проекта  коммерческая успешность. «Умная Страна» поговорила с экспертами на предмет того, что помогает вывести новый продукт или технологию на рынок.

Чтобы представить себе, насколько вероятен коммерческий успех стартапа, нужно обратиться к статистике. Как рассказал директор центра юридических технологий фонда «Сколково» Антон Пронин, согласно мировой статистике, 80% стартапов умирают примерно во второй год своего существования. Из оставшихся еще половина закрывается в следующий год. Действительно успешными (уровня Facebook, то есть очень прибыльными) оказываются только 5-7%.

Эксперты отмечают, что нет универсальных критериев успешного или провального проекта. «Проблемой стартапа может стать все, что угодно: от отсутствия веры в успех, до погоды и колебаний курса евро. Могут быть проблемы технологические, финансовые, маркетинговые. Не исключено появление в продаже аналогичного продукта. За время выхода на рынок технология может устареть», - говорит Павел Носов, исполняющий обязанности руководителя Центра сопровождения НИОКР Томского Политехнического Университета.

Поставить правильную цель

Тем не менее создателям обязательно нужно сделать определенные вещи, которые обеспечат шанс пробиться на рынке. Одна из них - правильная постановка целей. «Цели должны закрываться стандартным треугольником - бюджет-срок-соответствие результатам», - отметил Антон Пронин. И тестирование разработки в реальных условиях (пилот), по его словам, является основной проверкой технологии на коммерческую успешность.

Юлия Сухорослова, руководитель программы «Инновационная радиоэлектроника» ЦНИИ Электроника рассказала, что сдерживающим фактором зачастую выступает своевременность разработки: «К нам приходили заявки от студентов с футуристическими проектами, которым пока нет применения в реальной жизни». Кроме того, по ее словам, априори провальны те проекты, которые не решают проблемы, не улучшают качество жизни людей.

То есть цель стартапа должна быть не просто реальной, но и актуальной. Ведь окупиться может только тот проект, который нужен людям в настоящий момент.

Хороший пример удачного выхода на рынок привел Антон Пронин: «Есть ряд решений, которые выстреливают из-за того, что регуляторика начинает ужесточаться, создавая хорошие условия для соответствующих стартапов. Например, компания «Б-152»: они проверяют сайты на нарушение ФЗ-152 «О персональных данных» и, так как этот закон ужесточается, спрос на подобное решение растет. То же происходит в Европе из-за закона о персональных данных GDPR. Раньше такие стартапы были на рынке, но они были особо никому не нужны. А когда Роспотребнадзор стал ужесточать меры, спрос на подобные решения стал расти».

Сформировать рабочую команду

Как считает Юлия Сухорослова, хорошая команда – главный критерий успешного стартапа. По ее словам, в первую очередь стартап должен иметь по-настоящему сплоченную команду, состоящую из надежных людей.

«Залог успешного проекта в хорошей команде: каждый участник должен заниматься своей частью проекта. Так, инженерам бывает сложно оценить экономическую эффективность проекта, пути монетизации, реальный портрет потребителя. Кроме того, это отнимает время от разработки. Поэтому должен быть надежный лидер, который распределит задачи и функции между участниками, чтобы получилась идеальная проектная команда из разработчика, экономиста, маркетолога и дизайнера», - говорит эксперт.

Найти инвестора

Найти инвестора для команды молодых разработчиков – дело с одной стороны необходимое, с другой – очень сложное. Как рассказал Антон Пронин, сейчас в крупных компаниях отсутствуют схемы по пилотированию инноваций: «Только некоторое количество крупных игроков и индустриальных партнеров сейчас начали открывать так называемые «офисы открытых инноваций», либо RND-лаборатории. То есть, во-первых, они делают такой зеленый коридор для отбора и согласования проекта, и во-вторых, на это выделяется бюджет».

Бюджет, по его словам, обосновать финансово достаточно сложно, потому что за короткий промежуток времени прибыль от интеграции этого решения можно не увидеть –  нужно чтобы прошел еще год. А если по каждому пилоту ждать год и только после этого принимать решение – можно упустить инновационное преимущество. Поэтому сейчас многие компании уровня Тинькофф, Сбербанк, Мегафон, Сибур и КРОК открывают у себя либо корпоративный акселератор, либо офис открытых инноваций – то есть какое-то инновационное подразделение, которое будет заниматься поиском, изучением и пилотированием инноваций, отметил эксперт.

Но, даже если потенциальный инвестор найден, инноваторам необходимо доказать коммерческую привлекательность своего проекта. Для этого им требуется хорошая презентация. Именно плохая презентация, по мнению Юлии Сухорословой, является одним из основных препятствий на пути стартапа. «Многое зависит от того, может ли команда представить свою технологию будущему инвестору. Стартап может иметь проработанное решение, MVP, рассчитанную финансовую эффективность, но без понятной, хорошей презентации вас никто не услышит. Поэтому для начала нужно научиться продавать свои идеи и знания. Участвовать в конкурсах, акселераторах, попробовать свои силы в Science Slam — научиться говорить просто о сложном», - объяснила она.

В конечном счете именно инвестор дает деньги и уверить надо в первую очередь его. Пример, который привел Антон Пронин, отлично описывает ситуацию, когда технология, в которую не верили окружающие, существует благодаря деньгам инвестора.

«Компания Правовед.ру, маркетплейс для юристов, разрабатывает робота-юриста на нейросетях. В эту модель не особо верили, и до сих пор многие скептики считают ее «путем в никуда». Но в 2017-18 году они привлекли 2 больших транша по $1 млн. И сейчас они выиграли международный конкурс LegalGeek», - рассказал он.

Автор: Вячеслав Оглоблин  


Смотрите также:


«Нас вдохновила Tesla»
Стоит ли верить обещаниям производителей нового вида городского транспорта?
15.11.2018 19:24
Устройства, объединяйтесь!
Как и зачем создают экосистемы, объединяющие все доступные гаджеты
14.11.2018 10:00