Спецпроекты
Насколько эффективны технологии обеспечивающие безопасность?
Насколько эффективны технологии обеспечивающие безопасность?
Технологии
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Новые технологии в метро. Предотвратят ли они теракты?

Насколько эффективны технологии обеспечивающие безопасность?

Минул год после взрыва, который произошел в метро Санкт-Петербурга между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт». 16 погибших. 108 раненных. Что же стало причиной трагедии? Брешь в системе фильтрации миграционных потоков, позволившая террористу стать гражданином России? Профессиональный уровень людей, не выявивших потенциального смертника в пассажиропотоке? Несовершенство технологий, которые безуспешно модернизируются после каждого теракта? Что это за технологии? Давайте разбираться.

Инновационная система наблюдения

Власти в очередной раз не поскупились, усилив после очередного теракта меры безопасности. Особые меры приняты в столице России, традиционно являющейся ключевой мишенью для тех, кто планирует новые атаки.

На станциях московского метро было установлено 5500 камер. Половина из них предназначена для того, чтобы контролировать вопросы общественного порядка на станциях. Кому-то стало плохо? На рельсах оказался человек? Скопление толпы в час пик стало критическим?

Все это не остается за пределами внимания служб метрополитена, которые принимают меры незамедлительного реагирования. Но есть и роботизированные камеры. Их «машинное зрение», согласно уверениям специалистов, обеспечивающих охрану столичного метрополитена, способно творить чудеса.

Эти ультрасовременные устройства в режиме автономной работы, могут распознавать лица нарушителей и преступников, которые находятся в федеральном и международном розыске. Однако это вовсе не значит, что на его запястьях уже на платформе защелкнутся наручники.

— Информация на камерах хранится ровно месяц, — уверяет Александр, бывший сотрудник правоохранительных органов, который сегодня обеспечивает безопасность на станции метро «Кантемировская». — Мы плотно работаем с различными силовыми ведомствами, которые обращаются к нам с запросами. Система видеонаблюдения, построенная на мощностях «Ростелекома», устроена так, что может держать в «памяти» до 11 петабайт (прим. ред. 1 петабайт равен 1 млн гигабайт). Зафиксировав «клиента» на одной станции метро, она может «подхватить» его на другой и «вести» вплоть до нужного момента или выхода из метро. После этого он окажется в поле зрения камер, которые работают на поверхности.

В прокуратуре Московского метрополитена (существует в «системе координат» столичной «подземки» и такая структура) утверждают, что любой пакет или сумка, которые оставлены без присмотра более чем на 20 секунд, где-то там, в специально оборудованных помещениях станции, прозвучит сигнал тревоги. Сотрудник полиции, надев бронежилет, унесет потенциально взрывоопасный предмет в специальный контейнер, который способен «принять на себя» действие взрывного устройства мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте.

Тем временем, на стацию направятся группы быстрого реагирования из ФСБ, МВД, МЧС России. Во сколько же обошлось казне инновационное «всевидящее око»? Общая стоимость системы видеонаблюдения составляет 3,6 млрд рублей.

Как обеспечивается безопасность метро в Петербурге?

Здесь не первый год функционирует система «КАРС» (комплексный автоматизированный розыск). Пилотная установка такого оборудования, которая состоялась еще в 2013 году на станции «Ладожская», оказалась более чем удачной.

К системе имеют прямой доступ не только полиция, но и другие специальные службы. Технология «КАРС», если верить разработчику, не оставляет шансов лицам, находящимся в розыске. Камеры, предложенные компанией «ТехноОхранСервис», позволяют идентифицировать злоумышленников, которые пытаются воспользоваться специальными средствами для изменения внешности или, например, хотят скрыть лицо с помощью шарфа или надвинутой на глаза бейсболки.

Что такое интроскопы?

Безопасностьвметро2.jpg

Эти устройства, напоминающие рентген-установку, разработаны фирмой «Медрентех», аппаратура которой будет востребована в местах скопления людей и проведения массовых мероприятий в ходе Чемпионата мира по футболу 2018 года. На станциях также стоят системы от компании «Диагностика-М».

По лентам интроскопов конвейерного типа ежедневно едут сотни тысяч сумок, пакетов, рюкзаков. Другие агрегаты визуально напоминают камеру хранения, в которой наш багаж «просвечивают», примерно, в течение 10-15 секунд, а затем желают приятной поездки и счастливого пути.

Безопасностьвметро3.jpg

Содержимое миниатюрной женской сумки может быть проверено с помощью устройства «Гектор 2Р». Ручной металлодетектор разработан Бюро научно-технической информации, работающей на рынке техники для специальных служб с 1999 года. Сотрудник службы безопасности поднесет его к поверхности сумки. Металлодетектор, работающий в нескольких режимах чувствительности, проигнорирует монеты, ключи, заклепки. Но среагирует на крупный металлический предмет. Например, огнестрельное оружие или нож.

 Безопасностьвметро4.jpg

Эффективны ли интроскопы?

Благодаря этим приборам, стоимостью примерно 3 млн рублей каждый, только в 2016 году было проверено около 50 млн пассажиров, у которых выявили около 80 тысяч предметов, представлявших потенциальную опасность в процессе перевозки.

Это были не бомбы, а, например, бытовые газовые баллоны, колюще-режущие предметы хозяйственно-бытового назначения, запрещенные к провозу в метро.

Кто попадает в поле зрения охранников метро?

Безопасностьвметро5.jpg

Объемный багаж – далеко не единственный критерий, руководствуясь которым охранники метро выхватывают пассажиров из «потока», вызывая тем самым у одних понимание, у других – раздражение. Внимание привлекают те, кто заметно нервничает или носит одежду «не по сезону».

Можем ли мы отказаться от досмотра багажа?

Вне всяких сомнений. Но в этом случае перевозчик имеет право отказать нам в обслуживании.

Кто выходит за «рамки»?

Цитаделью безопасности стационарные металлодетекторы не являются хотя бы потому, что реагируют лишь на металл, но никак не на взрывчатое вещество. 

Безопасностьвметро6.jpg

Некоторые из этих систем начинают подавать сигналы даже в тот момент, когда на станцию прибывает поезд. И если подвергать тщательному досмотру каждого человека, о потенциальной опасности которого сигнализируют рамки ЗАО «Современные наукоемкие технологии», то в первый же день случится маленький пассажирский коллапс.

На вопрос о том, насколько эффективна система безопасности в московском и питерском метро мы попросили ответить сотрудника контртеррористического подразделения ФСБ РФ, который, по понятным причинам, предпочел не раскрывать свою личность, назовем его Дмитрий.

Умная страна (УС): На сегодняшний день нет случаев терактов, которые были бы предотвращены непосредственно в вестибюле метро. Террористические ячейки ликвидируются нами на стадии подготовки теракта, прежде всего, благодаря многовекторной оперативной работе. Но если террорист со своим взрывным устройством дошел до станции метро, то шансов остановить его почти нет, — полагает Дмитрий. — Есть старая военная мудрость: если считаешь противника глупее себя, значит, ты уже проиграл. Планируя теракт, злоумышленники легко обойдут все системы безопасности. Конечно, им вряд ли сможет противостоять сотрудник службы безопасности метрополитена. Если есть цель взорвать поезд, можно послать впереди себя таджика с большим баулом, а террористом вполне может стать какой-нибудь светловолосый парнишка с рюкзачком. И даже если его остановит охранник для досмотра багажа или полицейский для проверки документов, то, взорвав вестибюль, где в определенные часы всегда людно, он уничтожит множество людей.

Умная страна (УС): Проводятся ли вашим ведомством какие-то проверки системы безопасности метрополитена на эффективность? 

Дмитрий: Время от времени.  

(УС): Какие результаты они демонстрируют?

Дмитрий: В вестибюлях московского метро было блокировано менее 10% муляжей взрывных устройств.

(УС): А остальные?

Дмитрий: Условно «приведены в действие».

(УС): Кто те люди, которые встречают нас в метро в роли специалистов по безопасности?

Дмитрий: Как правило, это обычные граждане. Среди них, действительно, много отставников, в том числе, есть и прошедшие службу в правоохранительных органах. Но даже действующий сотрудник полиции, вооруженный огнестрельным оружием, получив информацию о том, что на станции или в вагоне находится террорист-смертник, вряд ли сможет его обезвредить. А бывший боец или взрывотехник «Альфа» охранять метрополитен не пойдет.

(УС):Какой же выход?  

Дмитрий: Простой. Если не хочешь уничтожать врага на своей территории, уничтожай на чужой. Другого выхода я не вижу.

На оснащение станций питерского метрополитена были потрачены миллиарды рублей. Оправдали себя инновационные системы? И все ли было исправно на станции площадь Восстания, когда по ее эскалатору спускался смертник Акбарджон Джалилов, взорвавший себя в вагоне метро? Но даже если все системы работали, как надо, то возникнет ли у кого-то предположение, что этот смуглолицый молодой человек в очках имеет злой умысел, если ранее он «не был, не привлекался, не состоял»? Ответ очевиден. 

Безопасностьвметро7.jpg

В душу каждому не заглянешь, будь ты хоть трижды профи. И каждый рюкзак в интроскоп не засунешь.

Такая история.  


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться