Спецпроекты
Как используют интернет органы государственной власти
Как используют интернет органы государственной власти
Технологии
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Россия на пути к цифровому лидерству. Часть 2

Как используют интернет органы государственной власти

Специалисты Высшей школы экономики изучили особенности использования интернета в России населением, бизнесом и в государственном управлении. Полученные данные опубликованы в кратком статистическом сборнике «Цифровая экономика».

В первой части мы уже рассказали о том, что за последние годы значительно выросло количество россиян, использующих онлайн-ресурсы, в то время как в бизнесе пик активности внедрения базовых ИКТ в организациях пройден шесть–семь лет назад. Теперь речь пойдет об использовании интернета для целей государственного управления.

Согласно данным сборника, практически все государственные структуры (95.5%) имеют доступ к интернету. Чаще всего представители государственной власти и местного самоуправления используют интернет для взаимодействия с гражданами, бизнесом, органами управления по электронной почте: 93.7% госорганов отправляют e-mail. Задействован интернет и в профессиональной подготовке кадров: 44.8% госорганов используют ресурсы Сети для повышения квалификации своих сотрудников, 36.2% — для предоставления доступа к своим электронным базам данных.

Растет онлайн-доступность государственных услуг. Из всех россиян, получивших в 2016 г. государственные и муниципальные услуги, более половины (51.3%) использовали для этого официальные сайты и порталы. Для сравнения, аналогичный показатель за 2014 г. — 35.2%.

Директор Центра статистики и мониторинга информационного общества ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Гульнара Абдрахманова так объясняет эту тенденцию: «Рост использования госуслуг в электронном виде связан, прежде всего, с увеличением предложения и совершенствованием сервисов. Так, в результате развития функционала электронных услуг, их доступности на сайтах и порталах государственных и муниципальных услуг, доля пользователей самой востребованной электронной госуслуги — записи на прием к врачу — выросла вдвое (с 15.9% в 2014 г. до 32.4% в 2016 г.). Такой же рост пользователей электронных услуг, связанных с налогами (запись на прием в налоговую инспекцию, проверка наличия налоговых задолженностей и налогов, “узнай свой ИНН” и т.д.; 9.4% и 18.7%). Вчетверо увеличилась аудитория электронных услуг МВД/ГИБДД (проверка наличия штрафов ГИБДД, выдача/замена водительских прав, регистрация транспортных средств; 4.9% и 18.1% соответственно)».

Несмотря на очевидный прогресс в предоставлении электронных госуслуг в рейтинге стран по уровню развития онлайновых государственных сервисов (субиндекс Индекса развития электронного правительства, рассчитываемого Департаментом экономического и социального развития ООН) Россия в 2016 г. заняла лишь 37 место, разделив его с Бразилией.

Для внедрения и поддержки государственных информационных систем и онлайн-сервисов требуются хорошо подготовленные кадры, имеющие специальную квалификацию, которая приобретается на программах среднего специального или высшего образования. Таких специалистов в России, как оказалось, не очень много. По данным за 2016 г. из общего выпуска специалистов среднего звена только 6.6% получили диплом по специальности, связанной с ИКТ. А среди бакалавров, специалистов и магистров их еще меньше — 3.9%. В результате по доле квалифицированных кадров в сфере ИКТ Россия заметно отстает от развитых стран — всего полтора процента от общего числа занятых в нашей стране имеют такую квалификацию. Для сравнения, в Финляндии этот показатель составляет 6.6%, в Швеции — 6.3%, а в США — 4.1%.

Не менее значительно отставание России и по роли в экономике сектора ИКТ. Его удельный вес в ВВП составляет всего 2.9%, что заметно ниже аналогичных показателей других стран (Южная Корея — 10.4%, США — 6%, Германия — 5%). Доля компаний сектора, осуществляющих технологические инновации, в России снижается: в 2010 г. этот показатель был равен 13.3%, а к 2016-му он уменьшился до 9.5%. Однако удельный вес инновационных товаров, работ и услуг вырос за этот период на один процентный пункт.

Невысокая инновационная активность сектора сказывается на экспортном потенциале страны. Доля России в общемировом экспорте ИКТ-товаров не превышает 0.1%, ИКТ-услуг — 0.8%. Для сравнения, Китай, формирует почти треть (32.3%) экспорта товаров в сфере информационно-коммуникационных технологий, на США и Нидерланды приходится по 7.6% мирового экспорта цифровых услуг.

Исследования Высшей школы экономики показывают, что при наличии определенных успехов в области востребованности интернета нам еще есть куда стремиться на пути формирования цифровой экономики.


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться