Девелоперов обяжут выделять 5% парковок под электрокары
Участники рынка предупреждают о росте издержек, авторы инициативы — о необходимости выполнения Концепции развития электротранспорта
Группа депутатов внесла в Государственную Думу законопроект, который предусматривает внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ. Инициатива направлена на законодательное закрепление квоты для парковочных мест, предназначенных для электромобилей (ЭМ).
Ключевое требование: регионы будут обязаны установить в своих нормативах градостроительного проектирования минимальную долю машино-мест, оснащенных зарядными устройствами, в размере не менее 5% от общего числа мест на стоянке.
Данная норма затрагивает как парковки в пределах улично-дорожной сети, так и стоянки, прилегающие к новым объектам капитального строительства в жилых и общественно-деловых зонах. Важным уточнением является то, что часть этих 5% может быть оборудована не полноценными зарядными станциями (ЭЗС), а лишь необходимой инфраструктурой для их последующей установки.
Почему норма становится обязательной
Необходимость перевода требования из разряда рекомендаций (аналогичная 5%-ная норма уже содержится в СП 42.13330.2016 Минстроя) в императивную норму объясняется критически медленными темпами развития зарядной инфраструктуры.
Статистика дефицита: По данным на 1 июля 2025 года, в России зарегистрировано порядка 138,5 тыс. электромобилей и гибридов, тогда как количество действующих зарядных станций едва превышает 8 тыс. единиц. Этот показатель почти в десять раз ниже целевого ориентира в 72 тыс. ЭЗС, установленного государственной Концепцией развития электротранспорта к 2030 году.
Авторы законопроекта убеждены, что обязательное требование ускорит развитие зарядной инфраструктуры. По их расчетам, принятие инициативы позволит достичь целей госпрограммы без привлечения дополнительных федеральных бюджетных ассигнований, переложив соответствующие расходы на девелоперов при проектировании и строительстве новых объектов.
Последствия для бизнеса: В случае принятия закона, строительным компаниям придется учесть новые инженерные требования при разработке проектов, что потенциально может увеличить себестоимость строительства паркингов и, соответственно, повлиять на конечную цену машино-мест. Эксперты рынка ожидают, что это приведет к дополнительным консультациям девелоперов с региональными властями для определения стандартов необходимой инфраструктуры и ее интеграции в градостроительные планы.
Иллюстрация создана с помощью нейросети Шедеврум.