Его применение позволит отменить запрет на провоз жидкостей в самолете

Физики из России разработали устройство для поиска взрывчатки в багаже авиапассажиров

Его применение позволит отменить запрет на провоз жидкостей в самолете

Ученые из Санкт-Петербурга создали анализатор для бесконтактного обнаружения взрывчатки, яда, наркотиков и других запрещенных веществ при досмотре багажа авиапассажиров. Он работает на основе методов ядерной физики: багаж и ручную кладь просвечивают потоком незаряженных частиц – нейронов. Данный способ позволит отказаться от запрета на провоз жидкостей в самолете.

Незаряженные частицы проникают сквозь любые препятствия и со стопроцентной точностью определяют химический состав веществ, которые попадаются на пути нейтронов. Сотрудники аэропортов смогут не вскрывая багажа обнаружить в нем любые взрывчатые вещества, в том числе жидкие.

«Источник облучает подозрительную сумку или чемодан потоком так называемых тепловых нейтронов. Облученные части багажа испускают вторичное гамма-излучение, которое регистрируется чувствительными гамма-детекторами и анализируется специальным программным обеспечением», - рассказал глава петербургского научно-технического центра «Ратэк» Юрий Ольшанский.

Внешне нейронный анализатор выглядит чуть больше привычных рентгеновских аппаратов, установленных в аэропортах. Единственное отличие состоит в том, что на экране представлена не картинка с содержимым багажа, а таблица с информацией о химическом составе веществ в досматриваемом объекте.

Установка получила медицинское заключение о том, что она абсолютно безопасна для находящихся поблизости людей.

Сейчас в аэропортах установлены рентгенотелевизионные интроскопы. Результат анализа содержимого багажа зависит от опыта сотрудника и зачастую приводит к ложным тревогам.

«На рентгеновской картинке невозможно отличить стиральный порошок в коробке от взрывчатого гексогена», - пояснил «Известиям» эксперт по авиабезопасности Юрий Ташаев.

Запрет на провоз в ручной клади жидкостей объемом более 100 мл связан с тем, что рентген не может отличить жидкую взрывчатку от напитка в бутылке.

Установка сможет в автоматическом режиме без участия человека проверять багаж на наличие в нем взрывчатых веществ. По словам Ольшанского, это во много раз ускорит все процедуры в аэропорту.

Больше научных новостей смотрите на сайте Физтехпарка.