Рекомендательные алгоритмы в интернете могут разрешить блокировать
Эксперты считают, что если этот законопроект будет принят, то весь рынок digital-маркетинга в России ждёт большая перепрошивка
До конца года в Госдуму может быть внесен законопроект о рекомендательных алгоритмах в интернете, дающий возможность их отключать. Несмотря на многочисленную критику со стороны отрасли, авторы планируют оставить самое широкое толкование законопроекта: под требования в текущей версии могут попасть соцсети, видеохостинги, онлайн-кинотеатры, поисковики и маркетплейсы, пишет Коммерсант.
Законопроект о регулировании рекомендательных сервисов онлайн-платформ разрабатывает зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин. По словам двух собеседников издания, проект предварительно направлен в аппарат Госдумы, а внести его планируется до конца года.
Регулирование рекомендательных сервисов обсуждается с 2021 года. Исходно депутаты обосновывали его необходимость тем, что контент, подобранный на основе рекомендательных алгоритмов в Facebook, Instagram (площадки заблокированы в России, принадлежат Meta, которая признана в стране экстремистской и запрещена), YouTube и других ресурсах, повышает риски социальных конфликтов. Против инициативы в разное время выступали владельцы соцсетей и поисковых систем, включая VK и «Яндекс», онлайн-кинотеатры, а также технологические стартапы, разрабатывающие рекомендательные алгоритмы, напоминает Коммерсант.
Принятие законопроекта в части интернет-торговли «отбросит рынок в прошлое», считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.
«Без рекомендательных алгоритмов интернет-магазины превратятся в каталоги, которые использовались 20 лет назад»,— сказал он.
Потери отрасли от введения регулирования Соколов оценил в более чем 100 млрд руб. ежегодно.
«Я не думаю, что будут такие потери — нас уже приучили к тому, что ленту нам формируют, поэтому большинство не воспользуется возможностью отключения, — считает Борис Агатов, независимый эксперт по инновациям в ритейле, идеолог концепции «Магизин 2.0». — С другой стороны, конечно, алгоритмы на их сегодняшнем уровне развития скорее зло, чем польза — они несовершенны, направлены на то, чтобы продать больше рекламы и задействуют не интеллект, а больше не самые высокие чувства читателей, а ещё управляемы в угоду различных политических и иных пристрастий владельцев сетей, само их наличие поощряет различные накрутки и фрод для обмана рекомендательных сервисов и т.д.».
При этом эксперт отмечает, что есть хороший пример — Telegram, который прекрасно живёт без ленты, основанной на рекомендательных алгоритмах.
«Ритейлу, если примут этот закон, придётся освоить ещё один навык — продвижение своих товаров потребителям в каналах, где отключены рекомендательные алгоритмы. Скорее всего вырастет спрос на инфлюэнсеров —– они собой заменяют рекомендательные сервисы, в какой-то степени, — комментирует Борис Агатов. — Если будет принят этот закон, то весь рынок digital-маркетинга в России ждёт большая перепрошивка: недавно мы потеряли важные цифровые площадки: Инстаграм (*экстремистскую организацию), Тик-Ток, Facebook, затем грядёт отмена Cookies, а теперь ещё и этот закон. Нужно будет изобретать всё новые инструменты и подходы в продвижении товаров и услуг. Возможно, это даст импульс развитию новых технологий на более высоком уровне».
Директор по аналитике АНО «Цифровая экономика» Карен Казарян считает, что распространение регулирования на все интернет-сервисы, включая коммерцию, приведет к необходимости пересмотра ими бизнес-модели.
«Наличие или отсутствие тонкой алгоритмической настройки как раз и составляет разницу между доходностью или убыточностью сервиса, часто бесплатного для пользователей, а также негативно скажется на развитии технологий»,— говорит он.
Фото Pixabay — PreisKing