Российский рынок fashion-ритейла продолжает смещаться в масс-маркет
Уход с рынка крупных западных игроков открыл возможности для развития российских сетей среднего ценового сегмента
В 2022 году число участников рынка fashion-ритейла ощутимо сократилось. Примерно 50 зарубежных игроков приостановили деятельность в России. Отечественные компании и ритейлеры зарубежных брендов, оставшиеся на рынке, адаптируясь к новым условиям, ощутили приток клиентов. Финансовый аналитик портала Boomin Екатерина Шалина оценила изменения рынка fashion-ритейла в текущих реалиях.
— По данным «РБК. Исследования рынков», в 2021 году доля одежды масс-маркета составляла 65%, сейчас — 72%. Средний ценовой сегмент потерял в структуре fashion-ритейла 5 п.п., премиум-сегмент — 2 п.п, составив долю на рынке в 8% в первом полугодии 2022 г.
«Снижение доли среднего ценового сегмента на 5% в общих объемах рынка одежды в 2022 г. объясняется снижением покупательской способности, а также с уходом зарубежных представителей», — отмечает Екатерина Шалина.
— Уход с рынка крупных западных игроков открыл возможности для развития российских сетей среднего ценового сегмента. Российские ритейлеры смогли не только нивелировать влияние негативных тенденций на бизнес, но и извлечь выгоду из сложившихся обстоятельств.
— Повышение спроса на одежду «масс-маркета» на фоне падения покупательской способности способствует росту нижнего ценового сегмента.
«По данным BCS, средний чек онлайн-покупки в мае в сравнении с февралем 2022 года в России вырос на 20%, до 7,1 тыс. рублей. Что же касается среднего чека на покупку одежды, то, по данным Росстата, прирост стоимости на основные товары рынка (включая мужскую, женскую и детскую одежду) к концу первого полугодия 2022 года в сравнении с началом года составил 6%, — комментирует Шалина. — Влияние на средний чек также оказывает фактор сезонности: в осенне-зимний период с учетом более дорогостоящих товарных групп (верхняя одежда) величина среднего чека растет. Хорошо развитая система лояльности у компаний-представителей на рынке fashion-ритейла за счет проведения акций помогает нивелировать этот фактор, а потребителям — «переступить» повышающиеся цены на товары».
Со ссылкой на участников рынка она отмечает рост спроса на мультибрендовые дизайнерские галереи: посетителей привлекает возможность познакомиться с коллекциями одежды многих брендов в одном месте.
Перспективы рынка fashion-ритейла:
-
Сокращение времени работы торговых комплексов в условиях нехватки персонала. Такой шаг поспособствует увеличению спроса на онлайн-заказы, а значит, от этого шага могут выиграть компании, которые размещают продукцию на маркетплейсах и имеют собственные мобильные приложения для интернет-заказов.
-
Новая волна ухода зарубежных брендов. Для отечественных производителей это еще один шанс закрепиться на рынке одежды. Ряд представителей отечественных брендов уже стали развивать home-направление.
-
Изменение логистического курса. После февральских событий многие компании переориентировали закупки тканей и иного сырья для производства одежды на рынки Турции и Китая. Динамика увеличившегося китайского и турецкого импорта только наберет обороты, так как уход еще некоторого числа зарубежных представителей, как мы понимаем, неминуем.
-
Изменение структуры рынка по возрастному и половому признакам. Объемы сегмента одежды для мужчин в возрасте от 50 лет могут увеличиться, в то время как продукция для мужчин в возрасте до 35 лет сократится из-за отсутствия необходимости в повседневной одежде в условиях частичной мобилизации. Изменения коснутся и гендерного соотношения: вырастут объемы производства женской одежды. Тем самым выиграют от этого те компании на рынке fashion-ритейла, товарный ассортимент которых направлен на людей всех возрастов и не имеет гендерных различий.
-
Возможное сокращение реальных доходов населения. Не исключается удорожание потребительских товаров в целом на фоне грядущей волны экономического кризиса. В таком случае на рынке одежды могут увеличиться объемы среднего ценового сегмента и масс-маркета при сокращении продукции премиум-класса.
«При должной оценке всех рисков и способов их нивелирования отечественный fashion-ритейл может выйти победителем из новых экономических и политических реалий. Ориентация на клиентские предпочтения и «холодный» взгляд на потрясения экономики смогут подтолкнуть российские компании к развитию и повышению собственной маржинальности», — констатирует Екатерина Шалина.
Фото pixabay — Alterfines