Специалисты выделили белки бактерий с открыток и рубашки писателя, характерные для возбудителя туберкулеза

Ученые подтвердили причину смерти А.П. Чехова с помощью современных технологий

Сотрудники Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова вместе с учеными из Израиля, Италии и Великобритании провели масс-спектрометрию белков с рубашки писателя, в которой он ходил в последний день перед смертью, а также с открыток и писем, адресованных ему. Среди белков были выделены такие, которые есть только у возбудителя туберкулеза – палочки Коха. Таким образом, ученые с помощью современных технологий подтвердили причину смерти Чехова – чахотку, как называли туберкулез более сотни лет назад.

Предметы для анализа белков предоставил музей-заповедник А.П. Чехова, расположенный селе Мелихово Московской области. Это были пять писем и открыток, пришедших писателю или написанные, но не отправленные им, а также рубашка, которая была на нем в день кончины. Одежду хранила у себя жена писателя – Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, которая была с ним в день смерти - 15 июля 1904 года - на немецком курорте Баденвайлер. Рубашку она хранила у себя и ни разу не стирала, в 1958 году Книппер передала ее первому директору музея-заповедника. Предмет одежды положили под стекло, где он хранился в течение 50 лет.

Ученые прикладывали к открыткам и воротнику рубашки пленки из полимера этилвинилацетата (ЭВА) на 60-90 минут, чтобы «вытянуть» молекулы разных белков. Прежде чем приложить пленки к бумаге, специалисты смачивали их дистиллированной водой высокой степени очистки. Попавшие на пленки с экспонатов вещества смывали с ЭВА тремя различными растворителями. Получившиеся растворы исследовали методом масс-спектрометрии высокого разрешения.

Анализ воротника рубашки выявил восемь белков, характерных для палочки Коха – возбудителя туберкулеза, передает научно-популярный портал «Чердак». Однако известно, что палочки Коха могут передаваться только со слюной или жидкостью из легких больных. Исследователи полагают, что коричневое пятно на рубашке писателя, по всей видимости, - кровь, которая содержала капли слюны.

Поскольку Чехов имел медицинское образование, он понимал, что с ним происходит и как облегчить свое состояние. Ученые уверены, что он принимал лауданум – обезболивающее на основе порошка из опиоидов. При этом следов морфина, кодеина или других на одежде Чехова найдено не было.

Важно, что письма и открытки не пострадали от прикладывания к ним пленок из этилвинилацетата. Это подтвердило тот факт, что предложенный исследователями способ изучения состава белков вещей известных людей безопасен для музейных экспонатов.