Любую информацию нужно изложить так, чтобы появлялся эффект «эврика», чтобы читатель почувствовал восторг открытия, чтобы у ребенка возникло ощущение, что он раскрыл тайну
Любую информацию нужно изложить так, чтобы появлялся эффект «эврика», чтобы читатель почувствовал восторг открытия, чтобы у ребенка возникло ощущение, что он раскрыл тайну
Люди
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Мария Аксенова: писать для детей — это искусство

Любую информацию нужно изложить так, чтобы появлялся эффект «эврика», чтобы читатель почувствовал восторг открытия, чтобы у ребенка возникло ощущение, что он раскрыл тайну

Издатель и главный редактор «Энциклопедии для детей Аванта+», предприниматель, общественный деятель, инвестор Мария Аксенова рассказала сооснователям проекта «Семья 3.0» Ольге Ручьевой и Елене Журавлевой о цифровизации образования, электронной энциклопедии и о том, почему дети не читают книжки.

Ключевое отличие — достоверность

— Мария, в век интернета, «Алисы», «Гугла», когда в сети через поисковики можно найти все, что угодно, зачем нужна печатная энциклопедия?

— Прежде всего хочу напомнить, что наша энциклопедия начала выходить в 1990-е и была полностью издана к 2012 году — в то время она была очень востребована. Нужна ли энциклопедия сейчас — это, действительно, вопрос. Чем, например, меня не устраивают электронные издания, или просто что-то погуглить —своей достоверностью. За информацию в интернете никто не несет ответственность. Кто-то что-то разместит, подписи нет, проверки фактов нет. Это может быть полная чушь, которая кому-то пришла в голову, или он пошутил, или нарочно переврал факты, а люди это подхватывают, перепечатывают и, смотришь, это уже цитируют. Такой «информации» в интернете очень много.

В нашем издании было известен автор каждой статьи, это был квалифицированный специалист — кандидат, доктор наук. Каждая статья проходила несколько стадий проверки: редакторы ездили в библиотеки проверяли даты, корректоры вычищали ошибки и логические нестыковки, статьи вычитывали научные консультанты и т.д. То есть вся информация была выверенная, достоверная.

Кроме того, такая литература, как энциклопедия для детей, имеет свою специфику. Например, ребенок не может погуглить слово «сингулярность» до тех пор, пока ему кто-то не сказал, что такое слово существует. Если ребенок брал в руки том Энциклопедии «Аванта+», то там все необходимые термины были введены и объяснены.

И даже если ребенок знает, что нужно погуглить квадратные уравнения, то совершенно не факт, что в интернете это будет объяснено так, что он поймет. Часть статей в той же Википедии написано очень просто, а часть сложно. А при создании «Авантовской» энциклопедии мы следили за тем, чтобы все было написано доступно и увлекательно, чтобы в каждой статье была какая-то драматургия, чтобы ребенку было интересно читать, делать какие-то открытия по ходу прочтения статьи. То есть мы прилагали много усилий, чтобы ребенок дочитывал ее до конца.

По какому пути пойдет книга — пока не понятно

— Книги, которые выпускала «Аванта», ранее были очень популярны у школьников. Сейчас ситуация изменилась?

— Безусловно. Сейчас новые тиражи томов Энциклопедии для детей не печатаются, так как, нет уверенности, что на них будет достаточный спрос. Мне часто задают вопрос, где можно купить Энциклопедию. Сейчас тома «Аванты» можно найти только на сайтах, где люди их перепродают.

— На ваш взгляд, нужно ли сегодня детям в принципе читать печатные книги? Или достаточно электронных?

— Я считаю, что печатная книга имеет свои преимущества. Во-первых, это тактильный контакт, когда мы переворачиваем страницу. Во-вторых, я, например, могу взять книгу и вспомнить, где был размещен нужный мне текст, то есть идет тренировка визуальной памяти. В-третьих, раньше считалось, что мониторы, экраны компьютеров, телефонов неблагоприятно воздействуют на зрение. Не знаю, может, есть исследования, показывающие, что на новом поколении экранов этот вред существенно снизился.

Но лично для меня книга очень важна. Я привыкла, что в доме стоит большой книжный шкаф, что есть библиотека, и книги в ней являются частью истории семьи. Сложно сказать, как дальше все это будет развиваться. Когда изобрели кино, то многие боялись, что умрет театр. Но театр сохранился, и оказалось, что это два разных вида искусства: кино и театр. С другой стороны, логарифмическая линейка, которой люди пользовались до появления калькулятора, осталась только как часть истории.

По какому пути пойдет книга: по пути театра или логарифмической линейки — пока сказать сложно. Пока, скорее, идет по пути театра. Новые книги издаются. В книгах для детей есть преимущество в картинках, в каких-то встроенных элементах. Но продолжают издавать еще и книги для взрослых, а это говорит о том, что все равно есть люди, которые предпочитают их читать на бумаге. Даже журналы какие-то продолжают выходить на бумаге. То есть получается, что книгопечатная продукция все-таки нужна.

— Сегодня очень немногие дети читают классическую литературу. В лучшем случае, изучают конспективные варианты, приведенные в учебниках, или сборниках сочинений. На ваш взгляд, как скорректировать эту ситуацию?

— Я в принципе считаю, что школьную программу по литературе нужно корректировать. Там очень много взрослых произведений, которые написаны совершенно не для детской психики и опыта. Например, я не понимаю как дети могу полностью понять «Преступление и наказание»? Например, страдания проститутки? И очень хорошо, если они эти страдания не понимают. Хуже, если понимают — тогда им нужно оказывать помощь и решать совершенно другие проблемы…

Метод «сиди ровно — читай книжку» уже не работает

— На ваш взгляд, можно ли сегодня научить ребенка не просто потреблять информацию, а познавать мир, думать? Пробиться к его разуму через информационную шелуху?

— Эта проблема, которая требует комплексного решения. Для этого нужно задействовать последние открытия в области нейрофизиологии, педагогики, психологии. Если 100 лет назад ребенка можно было просто заставить: сиди ровно и читай книжку. Сейчас этот метод уже не работает. Нужно делать что-то другое.

Мало того, сейчас проблема не в том, думает ли ребенок, читая текст или нет. Проблема в том, что он вообще плохо воспринимает текст без видеоряда. Недаром, когда мы пишем посты в соцсетях, мы вынуждены использовать всякие эмоджи, фотографии, иллюстрации. Зачастую лучше всего воспринимаются ролики, чтобы сразу были и видео, и звук, и текст (субтитры), потому что сейчас людям очень тяжело на чем-то удерживать внимание. Представьте, что в начале эпохи телевидения скорость речи дикторов была 80 слов в минуту, а сейчас — 120. Даже скорость выдачи информации, чтобы удержать внимание зрителя, выросла неимоверно. Так что эта проблема серьезная, она есть, и ее можно решать только междисциплинарными научными коллективами.

— Такая работа уже проводится? Или пока все находится на уровне разговоров?

— На мой взгляд, делается уже довольно много. Например, разработаны тренажеры для мозга, тестируются новые технологии в образовании — все хотят, чтобы наш мозг работал эффективнее, все озабочены повышением эффективности обучения. Про развитие развитием самостоятельного/критического мышления говорят меньше, но эта тема тоже звучит. Тут могут работать и школа, и родители, и частные образовательные проекты. Последних сейчас очень много и некоторые из них очень эффективны. Я бы даже сказала, что они представляют собой передовое направление в образовании, так как внедряют много новейших разработок.

— Как на ваш взгляд, в принципе меняется функция воспитания в эпоху цифровых сервисов?

— Образование становится менее стандартизированным. Если раньше все заканчивали одинаково 8-10 классов школы, то потом постепенно появились гуманитарные и математические классы. Сейчас мы говорим об индивидуальных траекториях, потому что с одной стороны. у каждого ребенка уникальные способности и таланты, а с другой стороны, в мире появляется много разных новых профессий. Получается, что стандартная система не позволяет ребенку изучить то, что ему нужно для будущей деятельности — чем новые профессии возникают быстрее, чем может меняться вся система. А вот отдельные элементы системы могут меняться довольно быстро. Я недавно читала лекцию о человеке будущего и говорила о принципах бионики в управлении — в бионике как раз возможна быстрая адаптация системы под любые изменения.

Во-вторых, сейчас много говорят о том, что помимо hard skills, есть soft skills. Нас раньше в школе не учили ни модерации, ни эмоциональному интеллекту, а сейчас, по крайней мере в частных школах, этому учат. Почему? Потому что нам, помимо того, чтобы стать профессионалами, нужно будет строить отношения в коллективе, договариваться, управлять людьми и проектами. Soft skills потихоньку внедряются и в вузовское, и даже в школьное образование — и это здорово!

— А есть ли у учителей навыки, чтобы преподавать эти компетенции и оценивать как дети их освоили?

— Именно поэтому обучение этим навыкам, в основном, сегодня происходит в частных школах, где подбирают учителей, у которых есть необходимые компетенции. Либо в частных кружках дополнительного образования. Но обычная школа тоже меняется и осовременивается, хоть не так быстро. Очень надеюсь, что через некоторое время обучение всем этим «мягким навыкам» появится и в обычной школе.

Перспективы электронной энциклопедии для детей

— Есть ли у вас в планах продолжение работы над проектом энциклопедии в цифровом формате?

— В сентябре 2022 года вместе с Некоммерческим партнерством «Викимедиа РУ» мы запустили конкурс по написанию статей для детей, чтобы рамках этого проекта появился отдельный раздел — «Энциклопедия юных». Пока работа идет не так легко, как хотелось бы. Те люди, которые пишут в Википедию, привыкли писать так, как они привыкли — тем языком, который им удобен. Это понятно, так как они являются волонтерами и делают эту работу бесплатно. Но, писать для детей — это искусство. Нужно тренироваться, чтобы объяснять все сложные термины простыми словами, чтобы придумать какой-то сюжет, а не выдать просто сухую информацию. Ее нужно изложить так, чтобы появлялся эффект «эврика», чтобы ребенок почувствовал восторг открытия, чтобы у него возникло ощущение, что он раскрыл тайну. Это сложно. Недаром Корней Иванович Чуковский в свое время сказал, что для детей нужно писать, как для взрослых, только лучше.

Проект цифровой энциклопедии пишется с нуля, мы находимся на начальном этапе его реализации и пока не можем давать никаких прогнозов.

— Вы адаптируете информацию для детей. Как меняется эта адаптация со временем? Ведь уже и язык изменился.

— Меняется язык, меняются данные. То, что было достоверно для экономической географии в 2000 году, сейчас не актуально. Какие-то данные обновляются. А язык — это живой организм. Помните, в какой-то момент все боялись реформы языка. Но язык, как и речь людей, реформировать нельзя. Можно реформировать орфографию. Представьте, если нам завтра на законодательном уровне запретят использовать деепричастные обороты или, наоборот, обяжут использовать их в каждом предложении, сможем мы это сделать? Или поменять ударения в словах? Да, сотрудники МВД говорят «осУжденные» вместо «осуждЁнные» — это профессиональный жаргон, он есть почти во всех профессиях. Но это отнюдь не значит, что можно ввести такое произношение как норму языка. А вот то, что в язык приходят новые слова — это нормально. Какие-то слова русифицируются. Например, слово «цигун», начинают склонять по правилам русского языка, хотя изначально оно было несклоняемым. Какие-то слова имеют немного другое значение, чем в иностранном языке, служат как бы уточнением. Например, слово «дайвинг». В английском оно означает любое ныряние, в русском — только ныряние с аквалангом.

— А зачем детям в принципе нужна адаптированная энциклопедия?

— Отмечу только один самый утилитарный аспект. В школе постоянно задают задания по различным проектам и информацию для них нужно где-то быстро искать. Для школ очень важно, чтобы была такая среда, где ребенок может оперативно найти нужную для учебы и понятную ему информацию. Поэтому детская электронная энциклопедия все-таки нужна. Другой вопрос может ли она быть частной? Сможет ли она себя окупить или нужны государственные деньги? Должна ли она быть одна или лучше несколько? На этот вопрос я пока не могу ответить. Кстати, Большая российская энциклопедия сейчас тоже делает школьный портал, но это издательство — мастер краткой сухой подачи информации, можно сказать, «выжимки». «Аванта» — мастер в энциклопедиях для детей, написанных так, чтобы дети хотели их читать и перечитывать.

Мария Аксенова:

Лауреат премии Президента РФ в области образования, энциклопедист, издатель и главный редактор «Энциклопедии для детей Аванта+» (63 тома, 20 млн совокупный тираж)

Президент Импакт Ассоциации Аванта

Председатель правления фонда «Первопечатника Ивана Фёдорова»

Глава акселератора фонда, член жюри акселерационных программ

Бизнес-ментор, коуч финансового мышления, ведущая тренингов

Автор книг, статей, лекций (о будущем, о саморазвитии, о предпринимательстве, о русском языке, о психологии образования)

Автор и ведущая телепрограммы «Знают ли русские русский?» (164 выпуска) и серии документальных фильмов

Поэтесса, член Союза писателей, правнучка поэта Серебряного века Петра Евдошенко

Академик РАЕН

Член реестра независимых директоров

Член Advisory board франшизы японских ресторанов Нияма

Аккредитованный инвестор MoscowSeedFund. Имеет 5 экзитов

 

Фото предоставлено экспертом


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться