В семье, где развивают ценности принятия друг друга, ребёнок раскрывается наиболее полно, может найти себя и свое предназначение
В семье, где развивают ценности принятия друг друга, ребёнок раскрывается наиболее полно, может найти себя и свое предназначение
Люди
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Виктория Шиманская: Человек с по-настоящему развитым эмоциональным интеллектом не игнорирует эмоции

В семье, где развивают ценности принятия друг друга, ребёнок раскрывается наиболее полно, может найти себя и свое предназначение

Виктория Шиманская, ведущий российский эксперт по эмоциональному интеллекту, рассказала сооснователям проекта «Семья 3.0» Елене Журавлевой и Ольге Ручьевой о методиках изучения эмоционального интеллекта, его влиянии на институт семьи и развитие детей.

Инструменты развития эмоционального интеллекта усложняются

— Виктория, вы создали первую в России запатентованную методику развития эмоционального интеллекта, построения профиля навыков и обучения soft skills. Как с момента создания изменилась эта методика? Почему?

— За 4 года с момента создания методики она адаптировалась для всех возрастных групп. Это очень важно, так как я начинала с развития эмоционального интеллекта и социально-эмоционального обучения детей: Social-Emotional Learning (SEL).

Единого перечня компетенций soft skills в мире не существует, но все договорились, что это гибкие компетенции, которые не зависят от предметов, если мы говорим про школу, и конкретных профессиональных компетенций. Soft skills включают в себя, как минимум, эмоциональный интеллект, саморегуляцию, 4-К (коммуникация, командная работа, креативно-критическое мышление), тайм-менеджмент, системное мышление и другие.

Самое главное изменение: более глубинное изучение каждой из компетенций. На данном этапе это привело к созданию уже более 50 различных диагностических инструментов на разные возрастные группы. Это более глубокие шкальные тесты под каждую компетенцию. Например, креативность подразделяется на субнавыки: креативность может быть в контексте персонального, творческого поиска решений, применение креативных методик в решениях командных задач. Это совершенно разные навыки, то есть каждую компетенцию можно разбивать на подблоки.

— Для чего необходимо такое расширение методик и тестов?

— Задача любого диагностического инструмента и подхода, который я предлагаю: сразу давать систему рекомендаций, чтобы человек понял свои дефициты\профициты и получил систему практик для работы с ними. Skillfolio построено, как единая система, где присутствуют и диагностика, и искусственный интеллект. Не случайно мой проект стал резидентом «Сколково», «Сириуса», как по ИИ, так и по когнитивным технологиям. Эксперты проверили и дали заключение, что проект хорошо работает по этим двум направлениям.

Система ИИ подтягивает рекомендации практик по результатам диагностик, а по когнитивным технологиям мы подходим к этому через принципы нейрофизиологии. Это то, что Петр Анохин (нейрофизиолог, создатель теории функциональных систем) называл функциональным состоянием с точки зрения системной психофизиологии: когда человек переходит в состояние креативности, у него перестраиваются все системы — дыхательная, сердечно-сосудистая, мозговая деятельность. Это необходимо для того, чтобы выдать по-настоящему творческое решение.

К примеру, если попросить человека предложить ассоциацию к словам «белый, бумажный», то 90% ответит — кораблик, самолетик или лист. Но есть и другие ассоциации: снежинка, мечта, замок и т.д., то есть более креативные ответы. Наш мозг устроен таким образом, что он находит шаблоны восприятия и в первый момент мы выдаем далеко не креативные ответы. Для того, чтобы научить людей креативному мышлению важно погрузиться глубоко в нейрофизиологические процессы, тогда у них начинают возникать более творческие решения. То же самое касается аналитического мышления, эффекта эмпатии.

Так что более глубинный подход связан с тем, что к развитию навыков soft skills необходимо подходить комплексно. Сейчас я плотно занимаюсь темой профессионального определения школьников и взрослых. Здесь тоже важна комплексность. Это непросто диагностика, а система рекомендаций респондентам для развития предметных интересов, ролевых моделей, гибких навыков и компетенций, чтоб давать результат развития, а не просто диагноз.

Понимание vs контроль эмоций

— Почему произошло расширение групп, с которыми вы работаете по методикам эмоционального интеллекта? Вы начинали работать с детьми…

— Как преподаватель и тренер, я работаю со взрослыми: в МГИМО, в РАНХИГС на программах MBA, провожу тренинги и стратегические сессии для крупных холдингов и корпораций: ВТБ, «Фосагро», ФНС, горнодобывающих компаний. С детьми я начинала работать в рамках социального проекта, чтобы привлечь к теме социально-эмоционального интеллекта внимание родителей, государства, общества, чтобы добиться понимания того, что развивать эмоциональный интеллект нужно с раннего детства.

Кстати, на MBA тема эмоционального интеллекта во всех ведущих бизнес-школах преподается уже около 20 лет. В нашей стране еще 10 лет назад об этой теме в системе образования практически не говорили и у меня была задача, миссия привлечь к ней внимание. Когда стало понятно, что технологически это решение очень хорошо работает на детскую и взрослую, то потом ее начали использовать при работе с подростками и как комплексное решение для школ и СПО.

Благодаря тому, что моя технология создана методологически, она постоянно развивается, так как у меня есть доступ к более чем 300 методологам со всего мира, мы быстро и качественно смогли адаптировать эти принципы на разные группы. Помогло и то, что интерес к этой теме в России растет, в нашей стране также все больше говорят про важность развития навыков эмоционального интеллекта.

— Можно оценить, у кого растет интерес? Интересны ли эти практики для института семьи?

— Для того, чтобы развивать эмоциональный интеллект у ребенка он должен быть развит у родителей.

Эмоциональный интеллект — это:

  • способность понимать и осознавать свои эмоции, чувства и переживания, а также других людей,
  • понимать причины возникновения этих эмоций,
  • управлять этими эмоциями.

Часто говорят о том, что важно понимать и контролировать эмоции. Это не так. В контроле за эмоциями заложено много родительских воспитательных шаблонов, ограничивающих установок, которые приводят к зажимам у детей. Игнорируя эмоции, мы игнорируем какую-то потребность ребенка, поэтому страх, гнев, тревога важны для выражения точно также, как радость, интерес, вдохновение. Человек с по-настоящему развитым эмоциональным интеллектом, который принимает эмоции, не игнорирует их. Родитель — тот человек, который в моменте, когда ребенок капризничает, успевает задаться вопросом «почему?» и может четко распознать: ребенок капризничает потому что он голодный, или потому что проверяет границы в отношении запретов, или потому что у него что-то не получается, или он выражает свою точку зрения, которую нужно услышать. Например, у ребенка кризис 3 лет и ему важно, чтобы вы услышали его Я.

Капризы, как раздражение, одинаковые, а причины их возникновения разные. Нужен навык распознавания этих причин, чтобы реагировать адекватно не на то, что ты видишь в проявлении эмоций, а в распознавании причины этой эмоции. Это и есть высшая степень развития эмоционального интеллекта, необходимая и достаточная в институте семьи. Если это умеют родители, то научится и ребенок, так как он будет видеть, что родитель адекватен и реагирует на его первичную потребность. Дальше ребенок учится адекватно выражать свои эмоции, распознавать причины, то есть живет уже на другом уровне, он более адаптирован к семье.

Практики эмоционального интеллекта укрепляют семью

— Как развитие эмоционального интеллекта сказывается на отношениях в семье, во взаимоотношениях ребенок-родитель?

— Очень сильно сказывается. Развитый эмоциональный интеллект ребенка позволяет ему лучше понять свои потребности, даже на базе уровня здорового питания. Он не заедает стресс, понимает причину расстройства, ему не требуется компенсировать проблемы едой, он знает, что нужно сделать в этой ситуации.

Второе — взаимоотношения в семье. Проблемные ситуации, вызовы, решения проходят более гармонично, так как в семье, где практикуются методики эмоционального интеллекта, все друг друга слышат, готовы обсудить любые проблемы. Вы не поверите, но дети даже в 4-5 лет прекрасно договариваются с родителями. В итоге, благодаря чувству принятия, у семьи остается гораздо больше пространства для интересной совместной деятельности, для раскрытия талантов ребенка.

Следующий уровень — понимание талантов и самореализации ребенка, поддержка его интереса. Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку понять: «я сейчас не хочу идти на музыкальный кружок, английский, информатику, так как устал, но я понимаю, что в целом хочу этим заниматься». В итоге ребенок спокойно проходит через такие кризисы. Истории, когда ребенок пробует себя в разных кружках, и нигде не задерживается, а родители его за это ругают — сплошь и рядом.

Работа со страхами, тревогой, через которые проходят все. Когда в мире происходят глобальные изменения это тоже повышает уровень тревоги. В семье с развитым эмоциональным интеллектом лучше переживаются стрессовые ситуации, так как у всей семьи есть внутренний стержень и поддержка.

В школе ребенок намного легче выстраивает взаимодействие с педагогом и с ребятами. Не случайно эмоциональный интеллект часто называют социально-эмоциональным интеллектом, так как он сильно влияет не только на эмоции человека, но и окружающих его людей. То есть ребенок учится конструктивно выстраивать отношения с другими людьми, понимать их потребности, адекватно на них реагировать. Такой ребенок лучше адаптирован к жизни.

— Семей, которые уделяют внимание развитию эмоционального интеллекта становится больше?

— Безусловно.

На это влияет технологический прогресс. Два поколения назад пеленки стирали на руках, не было микроволновок, а сейчас повышение бытового уровня технологизации высвободило большое количество времени.

Второй тренд — мужчины и женщины активно включены в рабочую жизнь и в семью, то есть папа не отодвинут от воспитания детей и активно в этом участвует. Это очень хороший тренд.

Я за гаджеты, но против того, чтобы ими заменяли общение с ребенком, а потом пытались это компенсировать развитием эмоционального интеллекта. С другой стороны, цифровизация дает нам огромное количество возможностей для развития. Главное понять для каких целей нужны гаджеты (совместные игры, навигация, оплата услуг) и решить вопрос с таймингом.

Поменялся тренд достигаторства, хотя с точки зрения семьи он еще просматривается. Родители все еще заявляют в списке приоритетов: «пусть мой ребенок лучше всех учится», «пусть он будет лучшим по английскому» и т.д. Но по чуть-чуть на первое место выходит эмоциональное благополучие ребенка, забота о том, чтобы он чувствовал себя комфортно. В список требований родителей к школе уже включены не только рейтинги по сдаче ЕГЭ, но и атмосфера в школе, перечень кружков дополнительного образования, отношение школы к творчеству, используются ли в школе практики социально-эмоционального обучения.

— Есть ли уже примеры результатов, к которым приводит развитие эмоционального интеллекта?

— По данным нашего исследования, минимум в 60% случаев, как только родители начинают уделять внимание развитию эмоционального интеллекта, даже по 10 минут в день, улучшаются отношения в семье, резко снижается количество конфликтов, родители и дети находят больше совместных интересов, у детей снижается тревога и они лучше засыпают. Это самые яркие эффекты.

В 2019 году мы провели исследование по заказу Московского центра качества образования для старшеклассников. В контрольной группе было около 2000 подростков из 8-10 классов.

В ходе исследования было выявлено, что корреляции между успеваемостью и профессиональным самоопределением нет, а между эмоциональным интеллектом и выбором профессии — есть. Если педагоги вводят в практику предметного обучения больше командной работы и коммуникаций, то снижается тревога и дети лучше сдают экзамены. Установки: «ты будешь отличником и понимаешь куда пойдешь, а ты троечником и никуда не поступишь» — сегодня уже не работают. Есть масса отличников, которые не понимают куда поступать, так как они везде успешны, а есть троечники, которые успешно поступают благодаря не оценкам, а развитому эмоциональному интеллекту, а также прочих видов мышлений, коммуникаций и адаптации к командной работе.

Эти soft skills влияют на самоопределение и очень важны для следующего пласта жизни подростка: построит ли он этот путь так, что будет по нему идти с воодушевлением, либо это будет для него каторга. К примеру, сейчас очень интересно развивается система среднего профессионального образования и дети готовы туда идти, а не биться за место в университетах. Изменения происходят очень интересные.

Семья будущего — это…

— Какой вы видите семью 3.0?

— Если мы говорим про российское общество, то у нас уделяют большое внимание институту поддержки семьи. Очень важно, что семья, где развивают ценности принятия ребенка и друг друга, где создают базу, чтобы слушать, слышать друг друга и взаимодействовать, становится точкой опоры, спокойствия, раскрытия талантов. Какие бы изменения не происходил в мире, такая семья остается пространством доверия и поддержки, в такой обстановке ребёнок раскрывается наиболее полно, может найти себя и свое предназначение.

Виктория Шиманская

Доктор психологи.

Эксперт совета педагогов РосАтом.

Российский эксперт по развитию Эмоционального Интеллекта.

Автор книг бестселлеров.

Преподаватель МГИМО, РАНХиГС

Директор по методологии SKILLFOLIO.ru- цифровой университет диагностики и развития soft skills.


Фото предоставлено Викторией Шиманской


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться