В российских лидерах начинает формироваться компетенция человекоцентричности
В российских лидерах начинает формироваться компетенция человекоцентричности
Education hub
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Людмила Купчина: В логике стратега лидер задумывается о своем предназначении, о том, какое он оставит наследие

В российских лидерах начинает формироваться компетенция человекоцентричности

Директор ЧОУ ДПО «Институт Коучинга», коуч-консультант, фасилитатор Людмила Купчина в интервью для ЛидерсТолк рассказала основателю медиаплатформы «Умная страна» Ольге Ручьевой о трендах лидерства, эволюции логики действия, которую проходят современные руководители, а также о том почему лидеру сегодня важно развивать в себе такое качество, как антихрупкость.

 

Главная тема — переосмысление опыта жизни

«Институт коучинга» — уникальная организация. Вы уже уже более 20 лет реализуете программу, связанную с развитием лидеров, которые потом проявляют себя в рамках крупных коммерческих, а также государственных структур. Как человек, который все эти годы находится на острие темы лидерства, как ты определишь вашу целевую аудиторию?

— Мы уже столько лет, более 20, обучаем лидеров, что действительно стали монстрами в этой теме. Не смотря на все кризисы, которые проходили в России, мы продолжали программу обучения, продолжали наборы. Наша целевая аудитория — это топ-руководители компаний, собственники малого и среднего бизнеса, то есть люди, которые являются лицами, принимающими ответственные и сложные решения, которые стоят на острие своего лидерского потенциала развития и сталкиваются со сложностями и вызовами внешнего мира. Как правило, это люди в возрасте от 30 до 55 лет.

Целевая аудитория, на мой взгляд, является той точкой отсчета, где мы берем смыслы в программе обучения лидеров. У этих людей точно есть жизненный опыт, активы, история и самая главная тема в развитии этих людей, которую мы продвигаем в нашем институте, — это переосмысление опыта жизни. Через различные практики мы обращаем внимание на функциональные способности взрослого человека и развиваем их, преобразуя в стратегический подход, разные смыслообразующие конструкции.

— Ты сейчас говоришь про вертикальную модель развития лидерства? Можешь рассказать о ней подробнее? Как институт к этому пришёл, почему была выбрана именно эта модель и методика тестирования на входе в лидерскую программу института?

— Есть много разных методов и исследований развития и обучения взрослых людей. В Институте Коучинга мы используем - Модель вертикального развития лидеров (ВРЛ), эта модель описывает важнейшие процессы осмысления, с помощью которых взрослые люди воспринимают, интерпретируют и придают смысл своему опыту жизни. В модели эти процессы описаны и структурированы в более целостные картины мира и характерные для них способы действия для взрослого человека. Эти картины мира и присущие им способы поведения – называют Логиками действия.

Модель развития Лидерства позволяет больше понять каким образом действует человек, а главное она дает понимание, как можно поддержать развитие взрослого человека.

Концептуально модель ВРЛ создана из подходов нескольких известных философов, ученых и практиков, которые занимались развитием взрослых людей, развитием организаций и компаний на протяжении многих лет среди них: Д. Бэк, С. Коуэн, С. Кук-Гройтер, Э. Жак, К. Уилбер.

Наши студенты изучают их работы и применяют знания из научной литературы в практике.

Уже более 15 лет в этом подходе мы в Институте работаем вместе с компанией Harthill, компания Harthill, проводит исследование для наших клиентов, вместе мы организуем этот процесс на самом старте обучения — при поступлении в Институт и для каждого студента.

На входе в институт на первой ступени наши студенты обязательно проходят исследование (LDF), где определяют свою основную логику действия, в которой они в данный момент находятся. Потом они проходят это же исследование через три года (когда заканчивают обучение), и мы вместе анализируем, как изменяются их лидерские способности, как, с помощью обучения меняется их смыслообразование, расширяется их перспектива видения, как они работают со сложными и масштабными задачами.

Наша задача, чтобы студенты за время обучения в Институте — перешли и освоили более позднюю логику действия.

А вот, например, несколько важных задач, которые мы решаем, благодаря этой модели, когда работаем с моделью ВРЛ в компаниях и организациях.

  • Она помогает выявить лидеров с нераскрытыми способностями и талантами
  • Соотнести возможности лидера с задачами организации и компании
  • Помогает создавать «реальные» треки развития для лидеров
  • Помогает понять почему способные люди могут быть неэффективными

— Какие задачи вы при этом ставите перед собой, перед своими студентами?

— Наша задача, чтобы человек обязательно прошёл хотя бы одну или две стадии развития взрослого человека за три года обучения в нашем Институте (перешел на более позднюю логику действия по модели ВРЛ). Осуществил трансформационный переход — сдвиг! Есть такая статистика: если человек не учится у профессионалов, не развивается системно и комплексно, то естественный переход на следующую логику действия может произойти не ранее, чем через 8-10 лет.

Когда мы исследуем на входе логику действия в профиле человека, мы видим, что люди понимают эту модель, потому что она очень сильно привязана к жизни. Люди понимают, на каких этапах и как они действовали, какая логика действия у них была, как менялась их жизнь, когда они шли в более позднюю логику и развивались, а где регрессировали и их откидывало на более раннюю логику.

 

Плюсы и минусы логики действия

— Можешь подробнее рассказать про логики действия, с которыми работают ваши студенты?

— Первая логика действия, которую мы изучаем, Логика Оппортуниста — когда мы только начинаем приобретать опыт взрослой жизни, когда мы начинаем действовать в пользу себя, у нас появляется агрессия, мы защищать свою точку зрения.

Эта логика действия стоит у истоков, в основном в раннем периоде взросления человека. Вот несколько понятных критериев этой логики в нас:

В этой логике действия мы концентрируемся на конкретных задачах, а не на планах и принципах, действуем быстро и не размышляем, всегда жаждем победы, не любим правил, они ограничивают нашу свободу, не берем на себя ответственность, принимаем критику в «штыки».

Но она может быть актуальна и в более поздних периодах. Однако, эта логика действия нам не дает возможности проявлять лидерские качества, потому что она очень агрессивная, она не видит других людей в нас, она защищает только свои интересы.

 

Следующая логика действия — Логика Дипломата, когда мы начинаем выходить из оппортунистического взгляда на жизнь и видеть, что вообще-то есть другие люди, но мы избегаем конфликтов, стремимся к одобрению социума, следуем протоколам и правилам, очень вежливы и создаем всегда приятную атмосферу, избегаем давать оценку и сами боимся оценки, являемся «социальным клеем» для своей команды….

Мы рассказываем нашим студентам, что в каждой логике действия есть плюсы и минусы, сильные и слабые стороны. В логике дипломата, когда лидер присутствует в основном только в ней, есть очень много вещей, которые не присущи человеку, и они не помогают ему решать сложные задачи. Он всё время испытывает дискомфорт, если что-то не так. Ему важно, чтобы все было мирно и хорошо, он не идёт в вызовы и конфликты, всё время всё сглаживает, дипломатично решает.

Следующая более поздняя логика — Логика Эксперта, с которой мы уже встречаемся у наших студентов на входе в Институт, она не так часто, но определяется в профиле исследования. К нам приходят люди в этой логике действия, которые могут быть и собственниками, и руководителями. Эта логика требует от человека очень много внимания, сосредоточения на себе, потому что в ней люди часто опираются только на себя, они не являются командными игроками, предпочитают очень сильно расширять своё мастерство, профессионализм, углубляться в знания, становиться экспертами каких-то направлений. Им сложно проявлять лидерский потенциал, так как у них иная перспектива видения – личная. В институте мы стараемся этим людям показать, что логика эксперта во взрослой жизни совершенно несовместима с решением комплексных сложных задач, а уж тем более с управлением компаниями, организациями, поэтому мы начинаем детально развивать коммуникативные навыки, психологические механизмы, работаем с детскими травмами, пересматриваем жизнь студента с нуля, начинаем ему показывать разнообразие мира и преимущества коммуникации, обучаем основам разного лидерского подхода - директивного и недирективного управления. На этом этапе происходит серьезный сдвиг и люди переходят в логику следующего периода взросления взрослого человека — в Логику Достигателя.

Люди, которые работают в бизнесе, занимаются развитием команд, компаний— они уже находятся в логике достигателя. И большая часть студентов, которые к нам приходит, находятся так же в этой логике. Это прекрасная логика, которая дает нам возможность работать и управлять командами, здесь в нас уже освоены навыки делегирования, осознанием ответственности. На этой логике базируется лидерская позиция в современном бизнесе, где очень важны достижения, успехи и результаты. Эта логика действия, стимулирующая нас на победы, на выполнение задуманных целей и планов.

Она помогает нам быть «хозяевами, авторами своей судьбы, объединять свои лучшие идеи в единый подход и действовать, мотивировать себя и других, выражать желание «быть лучшей версией себя»

Однако, основная задача обучения в Институте, чтобы люди, которые учатся на нашей программе, по итогу трехлетнего обучения, переходили в более позднюю логику — Логику Индивидуалиста. Это этап, когда мы начинаем видеть людей, понимать, что мир прекрасен, многообразен, что есть очень много чувств, качеств, эмоций, состояний, что люди — это не роботы.

В этой логике действия мы творческие и имеем гибкое мышление, у нас развивается нестандартное мышление, мы заинтересованы в развитии, экспериментируем, расширяем сферу своих обязанностей, начинаем применять новые методы, ищем все больше неопределенности, нас манит неизвестность…

В индивидуалисте есть такая ценность, как — человекоцентричность. В Институте мы на нее опираемся и развиваем в наших студентах метанавыки: эмпатию, умение слышать и слушать людей, осознанность и внимательность.

Здесь мы работаем с корневыми способностями человека осознавать мир, образовывать смыслы и конструкции.

— О каких способностях ты говоришь?

— Я бы отметила четыре способности, которые нам важно развивать, и их уже хорошо видит взрослый человек на уровне перехода от достигателя к индивидуалисту.

  • Первая способность — самоосознавание, когда человек начинает сам себя понимать, он умеет себя позиционировать, умеет наблюдать и управлять собой
  • Следующая история — осознование перспектив, способность понимать других людей, быть гибким человеком, иметь одновременно несколько стилей лидерства в отношениях со своими сотрудниками и партнерами: от директивного, прямого делегирования, до мягкого консультативного, который включает в себя полное доверие к другим людям.
  • Следующая способность — системное абстрактное мышление. Она также формируется на этапе перехода от достигателя к индивидуалисту. Здесь мы начинаем работать с интеграцией перспектив, видением разности других людей, учимся понимать, что другие видят и слышат, как они себя чувствуют. Принимать это все во внимание, видеть и уважать лидерский потенциал другого человека, начинать осознавать этого человека в долгосрочной стратегии всей компании. При этом у человека открывается много разных потенциалов и способностей.

Следующая логика действия — это Логика Стратега. Мы очень хотим, чтобы наши лидеры, которые работают с другими людьми, к ней переходили. Но по статистике таких лидеров немного. В логике стратега человек приобретает такие качества: как глубокий внутренний интерес к трансформации, он является проводником изменений на любом уровне систем, активно проверяет предположения и гипотезы, старается изменить образ действий и мышления у людей в сторону расширения мышления, вдумчиво размышляет, ориентируется на долгосрочную перспективу и масштаб, осознанно меняет свой стиль управления в пользу людей.

Стратег жаждет управлять большими системами, одновременно включать смыслы, которые касаются не только компании, организации, но и имеют значение для планеты в целом. В этой логике человек уже задумывается о своем предназначении, о том какое он оставит наследие.

— Если мы говорим про каких-то известных российских или иностранных предпринимателей и государственных деятелей, то кого можно было бы отнести к лидеру, который перешёл на уровень развития самой поздней логики действия — алхимик, то есть человек, который влияет на трансформацию мира? Можно ли к алхимикам отнести Илона Маска?

— Ты знаешь, я с Логикой действия Алхимик сталкивалась крайне редко, особенно если речь идет о собственниках бизнеса и руководителях. Однако, как дебрифер — человек, который занимается исследованием, оказывает консультационные услуги, консультирует людей в профиле LDF, помогая им распознать логики действия, ставит фокус их внимания на развитие, я все - таки была в контакте с АлхимикомJ — с Вячеславом Полуниным. Это наш соотечественник, который сейчас живет во Франции, — он, конечно, алхимик. Я работала с Полуниным на семинарах и была удивлена, как он очень просто и свободно разговаривал с нашими участниками тренинга о масштабах своего бизнеса, рассказывал, как он создаёт мировую культуру, какое у него количество театров (500) во всём мире. Он знает всех главных режиссёров своих театров по имени, по характеру, знает, что с ними происходит, что с их семьями. Знает, какие спектакли сейчас у него идут в этой большой команде в каждой стране мира. Он концептуально держит интересную тему про дураков J), отмечая, что мир дураков бесконечен и актуален, как никогда. И этот мир приносит счастье и радость людям.

Вот такие люди, конечно, требуют внимания. Мне кажется, если у лидера будет возможность приезжать к таким людям, как Вячеслав Полунин разговаривать с ними, слушать как они ведут свой бизнес, как проявляют свое творчество, то это будет дорогого стоить. В нашем Институте мы организуем такие тренинги, знакомим людей с Алхимиками!

Что касается Илона Маска, то я пока не представляю как до него достучатьсяJ).

В целом нам в Институте очень важно, чтобы люди искали других людей, особенно если это люди-лидеры или люди, которые работают в бизнесе с другими людьми, чтобы они искали и создавали вокруг себя сообщество или партнёрство с людьми, которые всё-таки чуть выше их на логику действия. Я, например, очень люблю, когда рядом со мной люди логики действия стратега, алхимика, хотя последних очень мало. Я сама, пребываю чаще в логике индивидуалиста, потому что много работаю с людьми через эту логику, провожу консультации. А вот, как Директор программы, я управляю различными процессами в Институте, поэтому мне просто необходимо иметь рядом людей, которые имеют логику Стратега, тем самым настраивают меня, помогают мне расширить видение, помогают мне организовать более эффективное управление бизнес-процессами и людьми.

— Можешь подробнее рассказать про проекты второй ступени, когда ваши студенты идут в практику, в стажерские проекты?

— На третий год обучения институт организует пространство, когда студенты (последнего курса обучения) выходят в компании, команды и работают с ЛПР. Консультирует в индивидуальном коучинге и фасилитируют процессы, которые решают задачи по запросам клиентов-заказчиков этих команд.

Конечно, наши ребята видят очень много сложностей у команд и компаний в сегодняшнем дне. В частности, в компаниях очень часто проявляется ранняя логика действия, включая логику оппортуниста и даже у людей, которые являются руководителями и собственниками, лицами, принимающими решения. Много экспертизы, которая не даёт возможность услышать и почувствовать людей. Кроме того, бывает много неосознанных, неоправданных целей и задач и от этого в компаниях у людей очень большая усталость, так как они не понимают свою мотивацию, не видят смысла, зачем они совершают те или иные действия. В таком взаимодействии много директивного подхода, который помогает руководству выполнять цели и задачи, но в компании отсутствует часть недерективного управления, где построена качественная обратная связь, где есть механизм эффективной коммуникации, где люди понимают зачем они работают, где они замотивированы. И в этом наши консультанты помогают компаниям наладить бизнес-процессы, «оживить» команды (услышать людей) и обучают давать конструктивную обратную связь, применяя технологии, навыки и знания, которым они обучились в Институте Коучинга на программе «Интегральные технологии развития людей и организаций».

 

Тренды современного лидерства

— За 22 года работы в теме индивидуального лидерства можно проследить целую канву трансформации людей через образование. А если провести ретроспективу, на твой взгляд, как поменялись российские лидеры и какие тренды ты наблюдаешь?

— Один из трендов, который я сейчас наблюдаю, набирая программу, — люди приходят в глубоких экзистенциальных кризисах, и все идёт к тому, что эти смыслообразующие кризисы омолаживаются. Если раньше я понимала, что люди задаются смыслами жизни или вопросами к себе где-то после 50, то сейчас я вижу более молодых людей в возрасте 25 -30- 35 лет, которые задаются вопросами: кто я, чего я хочу, я достиг всего, и у меня есть понимание, что я упёрся в потолок, который мне нужно преодолеть. Такая перспектива самоосознавания для лидеров прошлых лет не была столь актуальна и масштабна. Думаю, что к этому нас подвигли события последних лет: пандемия, военные действия, когда люди, так близко столкнулись с критериями смысла жизни и смерти, осознания, что завтра может и ни быть, поэтому нужно жить «здесь сейчас»! Здесь, мы видим тенденцию формирования лидеров, они начинают ощущать в себе компетенцию человекоцентричности и она необходима им как воздух. Потому что другие люди в их компаниях, их сотрудники, партнёры также начинают понимать, что жизнь важна «здесь и сейчас», что важны смыслы, начинают думать о своем предназначении, о будущих поколениях.

— Эта история актуальна в мировом контексте или можно говорить о какой-то российской особенности? Почему в это погружаюсь. Сейчас есть несколько футурологических, предсказательных концепций, что у России есть особенная задача на текущем историческом пути развития и это находит свое отражение в мыслях и действиях тех людей, которые эту задачу как-то призваны реализовывать, в том числе в лидерах. Можно ли сказать, что в России появляется определенный код на уровне человеческой идеологии, нравственности? Насколько, на твой взгляд, это могут быть взаимосвязанные процессы?

— Ты знаешь, я бы сказала, что произошел существенный сдвиг, который произошел в российской действительности. До санкций и ограничений, многие собственники российских компаний ездили в другие страны, изучали как люди там организовывали свои бизнесы, узнавали и изучали разные подходы в организации и развитии этих бизнесов, к построению команд. Этот опыт уже есть, мы его освоили, он у нас вжился.

Сейчас, когда мы столкнулись с ограничениями, пережив процесс перестройки сознания, включив международный опыт в сжатую российскую действительность, это начало работать на качественное улучшение и очень быстрое развитие российского бизнеса. Например, понятно, что у нас сейчас нет многих европейских марок и брендов одежды, но я понимаю, что наши модельеры и бизнесмены, работающие в этой сфере, просто купаются в новых возможностях развития творчества, талантов. Приходя в магазин, я уже не понимаю, что представлены на полках — это не те зарубежные марки, за которые мы ранее платили большие деньги, гнались за брендами. Сейчас много одежды наших производителей. Есть такая поговорка «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

Если рассматривать ситуацию с этой стороны, то у России сейчас действительно эксклюзивное время. Если человек настроен на то, чтобы реализовать себя, свою жизнь и потенциал, то у него есть такая возможность.

— Мне очень сильно с резонировала история о погружении вовнутрь, о том, что сейчас идет процесс переработки внешнего опыта, который впитали наши российские лидеры. На мой взгляд, этот процесс происходит и на уровне российского лидерства. Я его наблюдаю, общаясь с крупными собственниками. Также я вижу, что предприниматели, ранее работавшие в директивной форме, сегодня начинают смотреть как минимум в клиентоцентричность. Возможно, следующим этапом станет и человекоцентричность в коммуникациях с самим собой и с внешним миром.

— У меня тоже есть ощущение, что внутренний процесс наконец-то зародился. И, наверное, мы живём в таком переломном этапе, когда увидим, что же такое русская модель лидерства. Как когда-то Пётр I построил Санкт-Петербург, взяв всё лучшее, что было в мире на тот момент, и спустя триста лет, весь мир восторгается тем, что было создано.

Я бы выделила еще один тренд, с которым мы работаем в институте — это создание у лидеров такой способности, как антихрупкость, когда люди могут быть гибкими в системе неопределенности. Это тоже тренд сегодняшнего времени. У нас в стране огромное количество сложностей, постоянно возникают вызовы, нет размеренного, как за рубежом, стиля жизни. Лидеры это видят и понимают его значимость: я опираюсь на себя, мне точно важна моя устойчивость, гибкость! Мне кажется, для России это очень насущная тема и очень важно, чтобы лидеры это осознавали, понимали, что является тем человеком, на которого могут ориентироваться и опираться другие люди.

— Какой бы ты на сегодняшний момент рекомендовала инструментарий для must have лидера, который хочет быть не только лидером сегодняшним, но и лидером, который хочет идти устойчиво в будущее?

— Я бы точно рекомендовала посмотреть корневые способности человека, про которые мы говорили ранее — развитие глубоких перспектив, самоосознавание. Познание своих смыслообразующих конструкций — работа с Логиками действия, моделью ВРЛ.

Также очень важно, когда люди начинают понимать свою энергоосознаваемость, управление энергиями внутри себя. Когда человек направляет свою энергию в русло именно того, что ему важно, и знает про свою энергию и свою мощь, вот это тоже очень важное видение, которое надо развивать современному лидеру. В Институте мы работаем с развитием этих способностей, эта работа на самом деле в долгую. Она длится всю жизнь, так говорят наши выпускники про свое отношение к развитию после обучения в ИК.

 

Людмила Купчина,

Директор ЧОУ ДПО «Институт Коучинга», коуч-консультант, фасилитатор

Сертифицированный и авторизованный дебрифер Harthill Leadership Development Profile (Профиль Развития Лидерства)

Автор женского проекта «Быть разной. Быть счастливой». Более 10 лет помогает женщинам находить новые ресурсы, обретать целостность, развивать внутреннюю свободу и быть счастливыми.

Преподаватель и ведущий сессий и практик 3-ех годичного курса Программы Переподготовки «Интегральные технологии развития людей и организаций»

Член Ассоциации русскоязычных коучей (АРК)

Более 20 лет опыта управления в крупных европейских компаниях в области логистики и продаж

В роли руководителя управляла подразделением численностью более 500 человек


Фото предоставлено экспертом.



Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться