Сейчас наступило идеальное время для формирования кластера специализированных профессионалов, которые бы умели реализовывать проекты социального воздействия
Сейчас наступило идеальное время для формирования кластера специализированных профессионалов, которые бы умели реализовывать проекты социального воздействия
Education hub
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Светлана Епихина: Идет формирование новой экономики, ориентированной на человека

Сейчас наступило идеальное время для формирования кластера специализированных профессионалов, которые бы умели реализовывать проекты социального воздействия

Член Комитета по кадрам и вознаграждениям Совета директоров АО «ВЦИОМ», член СПК в области управления персоналом, методолог Совета по профквалификациям в сфере управления и права Национального совета при президенте РФ по профессиональным квалификациям Светлана Епихина рассказала управляющему партнеру Smart Country Education Hub Елене Антоновой об экономике социальных инвестиций, создании профстандарта для подготовки специалистов, которые смогут реализовывать проекты социального воздействия и проводить оценку социальных эффектов.

Специализированный совет в области управления и его задачи

— Светлана, на нашей платформе «Умная страна» есть рубрика Education Hub, где мы рассказывает о ситуации и трендах на рынке образования, кадров, HR и т.д. Можете прокомментировать какую работу вы сейчас ведете в рамках ВЦИОМ, Национального совета по профессиональным компетенциям в части управления кадрами, как в бизнесе, так и в госструктурах?

— Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК) был создан в развитии «майских указов» 2012 года, существует уже более 10 лет, но специализированный Совет по профессиональным квалификациям в сфере управления и права (СПК УП) был создан только в 2020 году. Возглавляет СПК УП Александр Дмитриевич Жуков, зампредседателя Госдумы, сопредседатели — проректор РАНХиГ Сергей Павлович Мясоедов (возглавляет комиссию по управлению) и Сергей Вадимович Степашин (возглавляет комиссию по праву).

— Какие задачи перед вами были поставлены?

— Задачей совета была разработка профессиональных стандартов и квалификаций в сфере управления и права. Это огромная работа. Мы начали эту работу с методологии, и я участвовала в исследовании лучших практик и системы управленческих квалификаций в международном, российском и межотраслевом аспекте. Кроме того, мы должны были исследовать, что уже было сделано в других российских отраслевых СПК, обобщить методологию, разработать рекомендации по высшим уровням квалификации, которые относятся к высшему профессиональному образованию. В национальной российской рамке квалификации это 6 – 9 уровень, начиная от бакалавра и заканчивая высшим профессиональным и послевузовским образованием: МВА, дополнительное профессиональное образование, научные профессии, которые получаются уже в аспирантуре и в докторантуре. В рамках этой работы мы активно взаимодействуем со всеми советами, с ФОИВами. СПК УП объединяет крупнейшие ассоциации и фонды (ТПП РФ, РСПП, ОПОРА, НАСДОБР, Ассоциация юристов России, Ассоциация менеджеров России, Российский институт директоров, Фонд «Наше будущее» и др.), компании (в том числе, BIOCAD Russia, Ростех, ОАО «РЖД», АО «НПП «Торий», Газпромбанк и др.), ведущие вузы страны (РАНХиГС, МГИМО, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации и др.).

Начиная с 2015 года я являюсь членом Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом. Это также СПК по сквозным видам профессиональной деятельности: область такой трудовой функции, как управление персоналом, представлена и внутри компаний-работодателей, и во внешнем консалтинге, формируя особый сектор консалтинговых услуг в экономике в самых разных отраслях.

В рамках моих научных исследований, которые посвящены области управления, я принимаю активное участие в нормативно-методической деятельности Совета по профессиональным квалификациям в области управления и права. Мы выполнили исследовательские работы в рамках РАНХиГС и Национального совета по оценке качества делового образования (НАСДОБР), которые были опубликованы в период 2020-2024 годов. Это национальная аккредитующая, образовательная ассоциация, в которую входит Торговая промышленная палата России, РСПП, «Опора России» и ряд других организаций, которые были заинтересованы в развитии системы профессионального образования в интересах рынка труда, организаций и предпринимательского сообщества России.

В принципе, опыт НАСДОБРа по аккредитации образовательных программ стал хорошей платформой для объединения с методологией Национальной системы квалификации, поскольку профессиональный стандарт, в первую очередь, создаётся рынком труда, когда работодатели являются заказчиками для образования и формируют современные требования к компетенциям по тем или иным профессиям. В итоге это становится нормативным актом — профессиональным стандартом, в котором утверждаются трудовые функции, трудовые действия, знания, умения, необходимые для качественного выполнения работ по той или иной квалификации.

Фактически профстандарт становится основой при разработке ФГОСов — федеральных образовательных стандартов, которые должны опираться на профстандарты, как на источник требований к квалификации работников.

Группа, которую мы сейчас активно разрабатываем в СПК УП — это группа профессионального образования 38.00 «Экономика и управление». Так получилось, что она менее всего охвачена профессиональными стандартами в силу сложности формирования междисциплинарных рамок квалификации. Мы работаем в этом направлении, стремимся восполнить пробелы и разработать новые профквалификации, которые станут ориентиром для рынка высшего и дополнительного образования в сфере управления.

Социальные инвестиции

— Какое направление своей деятельности лично вы считаете наиболее интересным?

— Если говорить о 2023-2024 годах, то это работа с фондом «Наше будущее».

Если в 2013-2014 годах, когда я была руководителем рабочей группы АСИ «Устойчивое развитие и КСО», мы писали в дорожных картах о необходимости создать профстандарт для специалистов по КСО, то сегодня мы уже выходим в область профстандартов управления проектами социального воздействия и оценки социальных эффектов. В этом направлении вполне логично объединить опыт национальной системы квалификаций и социально-ориентированных организаций и сообществ в России в части формирования новых профессий, «выросших» за эти годы от теоретических дискуссий или первых проектов до международных лучших практик, какими были признаны проекты социального воздействия регионов РФ. Опыт Российской Федерации в направлении социальных инвестиций был отмечен премиями ADFIAP в 2020, 2022 гг. Три инициативы Российской Федерации, реализуемые в рамках пилотной апробации методологии управления проектами социального воздействия, были включены в «Отчёт G20 по устойчивому финансированию за 2023 год» , как лучшие страновые примеры по организации финансирования социально-направленных инвестиций», документ был включён в Делийскую Декларацию лидеров «Группы двадцати».

Фонд более 20 лет работает в области социального предпринимательства в России, с опорой на традиционные для российского предпринимательства ценности создания социальных эффектов. Накоплена огромная методическая база в области социальных инвестиций: частных, корпоративных, региональных и государственных. Фонд развивает активно методологию и практику в части оценки социальных эффектов проектов социальных предпринимателей. Активно работает с такими ФОИВами, как Минфин, Минэк, Госкорпорация развития ВЭБ.РФ, в том числе, над программами обучения социальных предпринимателей в части доступных мер поддержки и нормативной базы социальных инвестиций в России. Создание профессионального сообщества переросло в потребность в создании сектора профессиональных кадров, имеющих современные компетенции в социальных инвестициях, проектах социального воздействия и оценки социальных эффектов. Так родилась совместная для нас с Фондом задача — создание в рамках НСК новой рамка квалификаций и профстандартов в сфере управления социальными эффектами.

В 2023 году мы подготовили для Фонда «Наше будущее» исследование на сопряжение опыта социальных инвестиций в России с методологией национальной системы квалификаций. Выявили нормативные источники, которые на сегодняшний день уже существуют в Российской Федерации. Это огромное поле работы, которое было проделано в рамках регулирования и организации сектора социальных инвестиций. Это профильные постановления правительства РФ, например, №1491 от 2019 года «О пилотной апробации проектов социального воздействия», где в качестве заказчика проектов социального воздействия выступают регионы, которые формируют запрос на социальные эффекты, а социальный инвестор приходит со своими ресурсами и является организатором проекта социального воздействия по заданным параметрам. Он привлекает исполнителей, то есть социально ориентированные организации, НКО, которые присутствуют в этом регионе, формируют и реализуют проекты социального воздействия. Но особым акцентом в этой методологии является обязательное соблюдение самого подхода к управлению проектами социального воздействия, с обязательной оценкой социальных эффектов таких проектов. Методологом и оператором от имени Российской Федерации выступает Госкорпорация ВЭБ.РФ.

Дефициты экономики социальных эффектов

— Что мешает масштабированию этой деятельности в РФ?

— В ходе исследования мы выявили определенные дефициты и прежде всего, это потребность в специалистах, обученных методологии введения проектов социального воздействия и методам оценки социальных эффектов по данным проектам.

Подчеркну, что оценка социальных эффектов — это специальная процедура, описанная в рамках этой методологии. Она обязательно должна быть независимой, эксперты — подготовленными и квалифицированными. Причем оценка производится не так, как мы привыкли: по анализу документов, проектов и так далее. Нет, здесь оценка социальных эффектов проектов экономики социального воздействия идет от людей, которые являются конечными бенефициарами таких проектов, у которых показатели жизненных условий должны количественно или качественно измениться в лучшую сторону. Положительный социальный эффект позволяет социальному инвестору, отчитавшись о реализации проекта социального воздействия, вернуть инвестиции, которые были вложены им в начале проекта, за счет государственной поддержки. То есть, когда проект завершается и есть достигнутые результаты, подтвержденные оценкой социальных эффектов, то регион от имени государства восполняет затраты, произведенные социальными инвесторами. Мы считаем эту методологию очень передовой. Не зря она была отмечена в G20.

— Есть ли понимание необходимости развития профессионального сообщества в этой сфере на госуровне?

— Да, в ноябре 2023 года прошло заседание рабочей группы Комиссии по поддержке малого и среднего предпринимательства Госсовета, которую возглавляет губернатор Югры Наталья Комарова, где мы докладывали выявленный дефицит в кадрах. От имени Фонда «Наше будущее» и СПК мы выступили с инициативой разработки профстандарта, и рабочая группа приняла решение поддержать это предложение.

Мы разработали полноценный, основанный на постановлении правительства РФ №1491, профстандарт, разослали документацию всем членам рабочей группы Госсовета, а это более 100 представителей регионов РФ, и получили письма поддержки от регионов, которые подтвердили необходимость такого профстандарта, его значимость и качество.

— Поступали ли замечания о корректировке проекта?

— Было одно предложение от Агентства стратегических инициатив: усилить юридическую подготовку этих специалистов в части работы в нормативно-правовом поле, поскольку, как мы понимаем, любые инвестиции, тем более социально ориентированные — это сложный продукт. В международном праве их сейчас называют импакт-инвестиций, то есть ориентированные на конечный социальный эффект. Считаю, что мы прошли масштабную проверку на очень высоком уровне в масштабах всей страны.

— Как развивается сегодня процесс профессионально-общественного обсуждения профстандарта?

— СПК УП и Фонд совместно организовали и проводят профессионально-общественное обсуждение проекта профессионального стандарта «Специалист по управлению проектами социального воздействия, мониторингу, контролю и оценке социальных эффектов деятельности предприятий», старт был дан после докладов декабре 2023 и в январе 2024 на заседании Совета по развитию социальных инноваций Совета Федерации РФ, который возглавляет Инна Юрьевна Святенко.

Совет по развитию социальных инноваций СФ РФ принял решение о том, чтобы Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Государственная корпорация «ВЭБ.РФ» совместно с Советом по профессиональным квалификациям в сфере управления и права организовали профессионально-общественное обсуждение.

— Что на данным момент вы включили в профстандарт?

— Мы включали в него основные компетенции, которые регулируются методологией проектов социального воздействия, на основании нормативно-методической базы, о которой я говорила выше. Это сочетание компетенций в области создания, управления, оценки социальных эффектов с методологией управления проектами и базовыми знаниями, умениями в области социальных инвестиций. Так же мы включаем общепринятые в национальной системе квалификаций soft skills, цифровые компетенции, при этом мы не злоупотребляем модными трендами, например, искусственным интеллектом или требованиям к умениям в области специализированных программных продуктов или платформ, так как в секторе социальных инвестиций и социального предпринимательства это направление еще практически не представлено.

В профстандарте также есть обобщенная трудовая функция, где описано, что должен делать, знать и уметь специалист по оценке социальных эффектов. Например, он должен уметь взаимодействовать с физическими лицами, с гражданами нашей страны, которые участвуют в этих проектах, как конечные бенефициары, они должны давать ответ, стала ли заметно качественно или количественно лучше та часть, на которой ориентирован этот проект.

Представьте себе, мы отчитались о том, что у нас на мероприятии для безработных было такое-то количество людей. И что? Какой тут социальный эффект? А если люди после прохождения этого мероприятия или обучения нашли новую работу, вот это конечный эффект таких проектов. Значит, проект соответствует запросу рынка труда, программа обучения адаптирована, регион получил новые подготовленные кадры, уменьшилась структурная безработица и т.д.

Бизнес — «ЗА» профстандарт

— Какие предложения звучат по профстандарту от бизнеса, от НКО?

— Мы ждали вал замечаний, но было всего несколько вопросов, которые горячо обсуждаются. Например, возникает дискуссия с работодателем, который хотел бы сразу видеть в профстандарте какие-то жесткие требования к стажу работы. Но мы понимаем, что это баланс между желанием иметь уже готового специалиста, и тем, что профстандарт все-таки подразумевает, в том числе, вход в профессию, открытых для молодых специалистов или специалистов, только что прошедших программы профпереподготовки. Поэтому здесь представители регионов от лица органов исполнительной власти просят нас снизить эту планку стажа, потому что у них на региональном рынке труда мало представлено специалистов, уже имеющих опыт в проектах социального воздействия. При наличии профстандарта можно будет сформировать рекомендации по содержанию образовательных программ для профподготовки или переподготовки специалистов из смежных профессий, в том числе, что позволит восполнить дефицит стажа и максимально приблизить образование к потребностям работодателей.

Если обратить внимание на социально-ориентированную деятельность в целом, то очень часто ею занимаются молодежь, студенты, инициативные граждане, женщины, которые находятся в декрете. Они могут не иметь какого-то стажа работы, но вполне готовы для работы с проектами, связанными с детьми, семьей и так далее.

По другим моментам у нас практически нет расхождения, так как профстандарт достаточно подробно охватывает все трудовые функции, и из него можно потом выделить узкие квалификации, которые бы позволили под каждую задачу работодателю или образованию сформировать программу подготовки, описать вакансии.

Пока у нас, к сожалению, отсутствует четко структурированный сектор найма таких специалистов. Даже сотрудник по подбору персонала, участвующий в поиске специалистов для проектов социального воздействия, не всегда сам понимает, какими навыками или знаниями должен обладать этот специалист, так как сектор новый. Надеемся, что с появлением профстандарта облегчится процесс рекрутинга для сектора предпринимателей и социальных инвесторов, ведь трудовые функции, трудовые действия являются точным описанием будущего трудового договора со специалистом. Можно выбрать из профстандарта максимально точное соответствие фактическим потребностям проекта или организации, с учётом узкой специализации или многофункциональности членов команды проектов социального воздействия.

Еще один момент. Думаю, что у нас не было каких-то возражений или сомнений со стороны рынка труда, поскольку профстандарты являются добровольными к применению в тех отраслях, где не установлено иное. Ну, например, у отрасли сварки, атомной, транспортной отрасли могут быть обязательные профстандарты. Для нас это добровольная сертификация, которая подразумевает повышение качества образовательных программ и формирование нового сообщества в добровольных условиях применения. Поэтому у общества есть позитивное ожидание от профстандарта, все ожидают скорейшего подключения образовательных учреждений к использованию такого полезного инструмента, как пример образовательных программ, которые также будут разработаны СПК УП и Фондом на базе профстандарта.

— Какая реакция была от вузов?

— Вузы проявили огромную заинтересованность. У нас в мероприятиях участвовали вузы от Якутии до Южного федерального округа, все вузы с интересом ждут этот профстандарт. Он может быть включён во многие программы подготовки, так как на его основе может быть в дальнейшем получена профессиональная квалификация, востребованная обществом и рынком труда. Вузы понимают, что это огромное подспорье, это фактически научно-методический труд, который позволяет дальше любому преподавательскому составу очень быстро формировать программы, уже опираясь на наши разработки по функциям и действиям.

При формировании новой профессии Минтруд иногда выступает строгим рецензентом и формулирует позицию, что «раньше не было в квалификационных справочниках такой профессии». Однако есть группы управленческих профессий и профстандартов, в которых заложены аналогичные функции «Управление проектами» в отраслевом аспекте, поэтому надеемся, что мы эту развилку с внесением новой профессии пройдем достойно. Наша задача: качественно сделать свою работу и постараться максимально учесть интересы всех сторон.

— Можете оценить интерес всех сторон в новом профстандарте?

— В первую очередь заинтересованными лицами являются работодатели, которым нужно делать эти проекты. Общество будет выгодоприобретателем. Оно заинтересовано в том, чтобы проектов было много. А для того, чтобы эти проекты реализовывались, нужны люди, которые умеют их делать. Поэтому работодатель заинтересован в профстандарте, в том, чтобы образование знало, кого готовить, выпускало профильных квалифицированных специалистов, а не просто «экономистов». Наше исследование показало, что около 70% выпускников экономических факультетов сегодня работают не по профессии, то есть они не могут найти свое применение в рамках полученных ими теоретических знаний. А мы хотели бы, чтобы они, выпускаясь из вуза, уже имели квалификацию, прикладную профессию, адаптированную к отрасли, которая бы четко говорила: идите к этим работодателям, представляйте свои квалификационные характеристики и включайтесь в деятельность в данных направлениях. То есть они должны не только реализовать себя на рынке труда, но и принести пользу нашему государству в части создания и управления конечными социальными эффектами.

Так что с одной стороны заинтересованные в кадрах работодатели, с другой стороны образование, которое будет точно знать, как выполнить социальный заказ от государства или бизнеса на подготовку таких специалистов.

Задачи на перспективу

— Планируете продолжать работу по профстандарту?

— Мы выделили данный профстандарт как целевой для себя на 2024-й год, так как он объединяет фактически все отрасли. Такие проекты могут проходить в спорте, в медицине, в образовании, в различных отраслях деятельности, где конечным получателем социального эффекта являются граждане Российской Федерации.

Именно поэтому, когда я писала статью «Экономика социальных эффектов» для «Ведомостей», то говорила о том, что идет формирование новой экономики, ориентированной на человека.

Огромное количество национальных проектов, которые заявлены как новые, охватывающие такие направления, как «Кадры», «Молодежь», «Семья», изначально являются социально ориентированными. Там реализуются проекты социального воздействия. И я бы сказала, что сейчас наступило идеальное время для формирования кластера специализированных профессионалов, которые бы умели реализовывать эти проекты.

Мы будем продолжать развитие и формирование полного цикла жизни профстандарта: утверждение, внедрение в образовательные стандарты, формирование реестров высококвалифицированных специалистов, которые могут подтвердить свою квалификацию через добровольную систему независимой оценки квалификации в СПК УП, формирование полноценного профсообщества, которое стало бы источником кадров для региональных, отраслевых, корпоративных и федеральных проектных команд.

Оценивали ли вы как будет проходить подготовка людей для работы в сфере социальных инвестиций?

— Здесь мы переходим к описанию профессии. Нужно понимать не только как подготовить этих людей, но и как оценить их квалификацию, как продвигать их на рынок труда, в том числе с использованием программ в части переподготовки профессиональных кадров, переобучения и так далее, которые реализуются за счет государства.

Мы представили этот проект 11 апреля на федеральной площадке «Мы вместе.Спорт» под эгидой Минспорта. На дискуссионной панели были представлены наши доклады, от имени Фонда «Наше будущее» выступала исполнительный директор Юлия Жигулина, которая представляла подход Фонда к оценке социальных эффектов, к социальному заказу, к тем нормативным актам, которые регламентируют социальные инвестиции. Я докладывала о профстандарте «Специалист по управлению проектами социального воздействия, контролю, мониторингу и оценке социальных эффектов». В дискуссии также принимали участие представители Минфина, Минэка, Минспорта, ВЭБ.РФ, Республики Башкортостан, крупнейших благотворительных фондов страны.

Мы считаем, что площадка была очень представительной и все коллеги с огромным воодушевлением восприняли этот профстандарт, подключились к нашему обсуждению и все говорили о том, что им нужны обученные люди, умеющие реализовывать проекты, оценивать социальные эффекты для того, чтобы инвестиции оживились. В некоторых регионах, например, в Приморье, не хватает социально ориентированной среды. Она не настолько развита в некоммерческом секторе, как хотелось бы, поэтому чаще государство является двигателем прогресса, а хотелось бы, чтобы и там рос сектор социально ориентированного предпринимательства.

Надеемся, что в мае-июне мы двинемся дальше, переходя в стадию официального обсуждения профстандарта на сайте regulation.gov, войдём в фазу сбора последних замечаний, предложений для утверждения этого профстандарта.

— Как оцениваете рынок труда по данному профстандарту?

— Он огромен. На основе проведенного исследования мы подготовили пояснительную записку, где упоминаем работу таких огромных экспертных грантовых площадок, как Фонд президентских грантов, Фонд культурных инициатив и т.д., которые в процессе экспертизы проектов используют оценку именно социальных эффектов. Плюс в реестре социально-ориентированных НКО в России сейчас зарегистрировано около 50 тысяч организаций. Все они нуждаются в подготовленных кадрах, а специализированных программ подготовки в высшем профессиональном образовании или в ДПО не так много, буквально единичное вкрапление с отсутствием профессиональных стандартов, где каждый вуз формирует свои подходы в рамках группы «Экономика и управление».

В перспективе надеемся на масштабирование проектов социального воздействия, перехода нашей страны на новую экономику социальных эффектов, реализации деятельности в социальных инвестициях на качественно новом уровне профессиональных квалификаций. Это мы видим, как системно организованную научно-прикладную работу: когда будут подготовлены ученые-исследователи, исполнители, руководители проектов, у нас появится синергия в отрасли нового уровня. Мы будем очень быстро накапливать методологический опыт, быстро внедрять рекомендации от имени государства, развивать целевые социальные инвестиции от частных лиц и организаций, растить новые кадры новой экономики страны и так далее. Так, например, нужны исследователи, которые будут хорошо ориентироваться не столько в международной практике, которая иногда с трудом адаптируется к обстоятельствам нового времени и порой является больше декларативной, чем прикладной, но именно в российской практике. Фонд «Наше будущее» всегда оперировал именно российским опытом социального предпринимательства, накопленным нашими предками столетиями. У нас в принципе огромная школа, огромный накопленный опыт, который требует методической систематизации и внедрения, поэтому Фонд очень много средств вкладывает в образовательные проекты, связанные с развитием социального предпринимательства. Надеемся, что через профстандарт этот методический бесценный труд вольётся во все вузы и образовательные треки России и откроет новый этап социального инвестирования и социальных эффектов деятельности нашего СПК УП и Фонда. Ну вот в этом выгода конечная от нашего профстандарта.

Нам кажется, новый профстандарт — огромное пространство для развития, в котором все могут найти свое приложение. Поэтому, наша задача как можно быстрее пройти фазу от проекта до действующего нормативного правового акта и запустить профстандарт. К сожалению, мы в стране нередко вступаем в долгие дискуссии о том, какими должны быть люди, что они должны знать, уметь, но пока мы спорим, нет улучшений. Наша задача переводить дискуссию в конструктив. Если хочешь изменить — предлагай, видишь недостатки — исправляй. Это не авторский труд, а общий нормативный документ, и его нужно внимательно прочитать всем будущим пользователям профстандарта. А мы, как методисты, как ученые сделаем все, чтобы обобщить все предложения, сделать профстандарт понятным, простым, но очень глубоким, соответствующим современному требованию к образованию.

 

Светлана Епихина, генеральный директор ООО «Тинифокс», член Комитета по кадрам и вознаграждениям Совета директоров АО «ВЦИОМ», член СПК в области управления персоналом Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, член Рабочей группы по разработке профстандартов Совета по профквалификациям в сфере управления и права,

Член Конкурсной комиссии Федерального конкурса Минтруда России «Лучшие практики на госслужбе».

Более 25 лет работает в области стратегического менеджмента, управления и развития человеческих ресурсов, в том числе в крупнейших российских компаниях (Группа Ренессанс (финансы), Группа Домодедово (аэропортовая деятельность), ИНТЕР РАО ЕЭС (энергетика) и др.).

Является экспертом в формировании индивидуальных и командных карьерных стратегий как в бизнесе, так и в государственных структурах (Проекты АСИ «Профстандарты», «Дальневосточный вызов», «Устойчивое развитие» и др.).

Создаёт методологию проведения открытых конкурсов и процедур формирования кадрового резерва, в том числе автор и руководитель проектов «Конкурс независимой оценки квалификации «Лучший по профессии» в области управления персоналом» с 2016 года, «Конкурс независимой оценки квалификации «Лучший по профессии» ТПП РФ» с 2019 г.

Была руководителем проектов руководителя комитета ГосДумы РФ (2005-2014)

Дважды награждена почетными грамотами Минэнерго России, имеет Благодарность Росимущества, Благодарственные письма Минтруда России.

Научные работы (НИР), в том числе: для Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» (2024, 2023), РАНХиГС (2023, 2022, 2020), Роснано (2020, 2018, 2017), Роскосмос (2019, 2018), ВНИИ Труда (2019, 2018) и др.

Научные публикации в изданиях ВАК в 2020-2023 гг.

 

Фото предоставлено экспертом


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться