Тренды в педагогике, которые могут повлиять на всю систему образования
Эксперты переложили на российский рынок мировые тенденции
Лаборатория инноваций в образовании НИУ ВШЭ и образовательный холдинг Ultimate Education провели совместное исследование том, какие из мировых трендов активно применяет российское образовательное сообщество, у каких есть потенциал развития в 2024 году, а какие тенденции наименее актуальны для российского рынка.
Мультимодальная педагогика — среди студентов онлайн-образования важность многообразия способов коммуникации отмечает более трети учащихся — значимость тренда признают, однако на фоне других он не становится приоритетным, так как в онлайн-обучении культура мультимодальной педагогики наиболее развита.
Взаимопроникновение учебных сред — бум нейросетей, произошедший в 2023 году, а также набирающие популярность технологии AR/VR открывают педагогам новые возможности обогащения классических педагогических методов.
Обучение через вызов (challenge) как образовательный формат — в процессе обучения студентов вовлекают в самостоятельный поиск решений сложных задач. Эксперты подчеркивают значимость проектно-исследовательских работ при прохождении нового материала. Такая механика не только способствует лучшему усвоению материала, но и позволяет развить soft-skills: problem-solving, креативность и умение работать в команде.
Педагогика отношений — педагогика отношений в среде онлайн-образования развивается, опережая другие сегменты — потребность в ней у большинства студентов закрыта, у них есть возможность самостоятельно выбирать менторов и адаптировать учебную программу под свои потребности и нагрузку. В такой парадигме особенно значима роль наставника и ментора, с которым у обучающегося складываются доверительные отношения и который помогает своему менти добиваться достижений.
Предпринимательское образование — навыки управления и развития бизнеса являются «мета-скиллами», на которые заметен рост спроса. В ближайшей перспективе они прогнозируют увеличение популярности этого тренда.
Педагогика заботы в опосредованной цифровыми технологиями среде — эксперты подчеркивают, что внимание к ментальному здоровью учащихся напрямую влияет на их вовлеченность в процесс и, как следствие, эффективность усвоения информации. Особенно важны практики заботы именно при онлайн-обучении. Когда студент воспринимает информацию не в формате живого общения, при столкновении с трудностями его мотивация может упасть.
Педагогика с использованием генеративного искусственного интеллекта — крупные российские edtech-компании активно внедряют его в образовательный процесс, а эксперты, хоть и отмечают неравномерность покрытия ИИ в образовании, прогнозируют масштабирование технологии в образовании в ближайшем будущем.
Сближение контекстов обучения и обучающегося — эксперты отмечают, что адаптация материалов под культурный бэкграунд и интересы учащихся стимулирует их вовлеченность в образовательный процесс. Немаловажным этот аспект становится для детей из семей мигрантов, для которых знакомство с новой культурой проходит легче через апелляцию к их опыту.
Подкасты как педагогическая технология — мнение экспертов о тренде разделилось: некоторые признают потенциал аудиоформата в обучении и видят больший потенциал в видеоподкастах, другие — отрицают целесообразность формата. В образовании подкасты могут выступать в качестве дополнения к другим видам представления контента — например, в рамках тренда мультимодальной педагогики.
Метавселенная для образования — инноваторы до 29 лет и студенты онлайн-школ проявляют больший интерес к использованию метавселенных в образовательных целях. Эксперты видят большое количество возможностей, которые могут стать доступны с развитием технологии в будущем.
Фото freepik — peoplecreations