Эксперт оценил возможности иммерсивных технологий для сферы образования и их риски
Эксперт оценил возможности иммерсивных технологий для сферы образования и их риски
Education hub
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

VR-технологии проникают в образование

Эксперт оценил возможности иммерсивных технологий для сферы образования и их риски

Автор Forbes Russia Education, директор научно-образовательного центра «Цифровые технологии в образовании» ВШМ СПбГУ Сергей Лукашкинпроанализировал, почему в системе образования будущего особое место займет развитие социальных навыков и какую роль в этом сыграют иммерсивные технологии.

  • Ведущие университеты мира включают в свои программы курсы XR (VR+AR): Virtual Reality — виртуальная реальность; Augmented Reality – дополненная реальность, считая, что за виртуальной вселенной не будущее, а настоящее.
  • Сегодня наряду со знанием математики, навыками анализа данных и программирования важно также обладать гибкими навыками. И когда мы говорим о применении VR в образовании, разработчикам нужно не только создать 3D-модели и запрограммировать VR, но и стать психологами и педагогическими дизайнерами.
  • За тридцать лет российский рынок привык к тренингам, где обучающимся предлагают встать на место собеседника или партнера, посмотреть на ситуацию его глазами, с его личными вводными, а затем — попробовать прожить и решить вопрос уже в новых условиях. VR-тренинги обычно идут по схожему пути, и для развития эмпатии используют роли представителей уязвимых социальных групп или же людей с ограниченными возможностями — например, со сниженным слухом или зрением.
  • Для бизнеса такие VR-тренинги могут быть эффективнее очного формата, когда сотрудники собираются и разыгрывают ситуации между собой.
  • Восприятие виртуальной публики как реальной делает VR-тренинги полезными и для отработки самопрезентаций, публичных выступлений, подготовки к интервью и других ответственных коммуникаций, связанных с ожиданием оценки со стороны.
  • VR — это не просто еще один софт или интерфейс, а вообще другая среда, создается дополнительная внешняя нагрузка из-за слабого навыка взаимодействия со средой. Проще говоря, вы думаете о том, куда и как нажать, а не учитесь. Без подготовки к взаимодействию со средой, ценность обучения падает.

«Наш научно-образовательный центр на базе Высшей школы менеджмента СПбГУ поставил эксперимент, в котором проводилось обучение 120 респондентов корректной обратной связи при переговорах в корпорации. Сравнивались группы, проходящие обучение в разных форматах: с актером, в VR без адаптации и в VR с адаптацией к среде, — комментирует Сергей Лукашкин. — Оказалось, что обучение в VR на 11% эффективнее, если студенты осваивают данный инструмент заранее. Для адаптации мы сначала обучали основным механизмам взаимодействия в иммерсивной среде, а уже потом отрабатывали навык коммуникации».

При этом он отметил риски обучения с помощью иммерсивных технологий:

  • VR-технологии не рекомендуется применять больным эпилепсией и людям со слабым вестибулярным аппаратом.
  • Пока что нет однозначного мнения (а также серьезных исследований) о том, с какого возраста можно «погружать» детей.
  • Для бизнеса среди сдерживающих факторов высокая стоимость, сложности при разработке собственной методики подготовки тренингов и уроков в VR.

«Для отработки социальных навыков у образовательных программ в VR есть перспективы. Они стали инструментом для повышения эмпатии, улучшения навыков коммуникации и самопрезентации, подготовки к переговорам и многого другого. Можно также предположить, что они способны помочь миру, в котором все больше ценятся бизнесы «от человека к человеку», сделать их более эффективными и полезными для клиентов», — резюмировал Сергей Лукашкин.

 

Иллюстрация – скрин с трансляции форума «Будущее управленческих профессий: за гранью цифровой эпохи», организованного Ассоциацией менеджеров 


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться