Как будут ремонтировать единственный российский авианосец
Как будут ремонтировать единственный российский авианосец
Наука и технологии
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Альтернативы «Кузнецову» нет

Как будут ремонтировать единственный российский авианосец

Начавшийся ремонт флагмана ВМФ России «Адмирал Кузнецов» можно назвать одним из важнейших событий года. «Адмирал Кузнецов» — единственный авианосец России. Этот огромный корабль обеспечивает присутствие надводного флота РФ в дальней морской зоне, то есть за тысячи километров от родных берегов.

Если соблюдать правила военно-морской терминологии, то необходимо отметить, что «Кузнецов» относится к классу тяжёлых авианесущих крейсеров (ТАВКР) проекта 1143.5. Его главное отличие от «обычного» авианосца заключается в более скромных размерах и в наличии ударного вооружения (ракетный комплекс П-700 «Гранит»).

«Кузнецов» — это очень нужный нашему флоту корабль. Во многом благодаря ему развивается палубная авиация РФ. Да, у крейсера множество технических проблем, и часть из них ремонт, к сожалению, не решит. Но до появления новых авианосцев альтернативы «Кузнецову» нет», — отметил в беседе с «Умной Страной» основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

Чудом спасённый «Кузнецов»

После боевого похода к берегам Сирии (октябрь 2016 – январь 2017) «Адмирал Кузнецов» более года находился на причале 35-го судоремонтного завода в Северодвинске (Мурманская область) в ожидании ремонта. Контракт на проведение работ был подписан только в апреле 2018 года.

Затянувшееся решение по ремонту объясняется дискуссиями в среде корабелов и военных о том, стоит ли подвергать «Адмирал Кузнецов» коренной модернизации или имеет смысл ограничится заменой котлов главной энергетической установки (ГЭУ).

Также звучали мнения о необходимости вывести ТАВКР из состава флота и вложить средства, запланированные на ремонт в новые проекты крупных надводных кораблей.

Отпечаток на обсуждение судьбы авианосца накладывал объявленный президентом РФ курс на сокращение расходов на оборону до 2,8-2,9% от ВВВ. По разным данным, ремонт «Кузнецова» обойдётся в 50-62 миллиарда рублей.

В итоге был принят «компромиссный» вариант. Контракт предполагает замену неисправных элементов ГЭУ, установку нового радиоэлектронного оборудования, новейшей системы ПВО большой дальности (до 150 километров) «Полимент-Редут» и зенитного комплекса ближнего радиуса «Панцирь-М». Кроме того, ТАВКР оснастят более усовершенствованными системами посадки, наблюдения и управления.

Ремонт позволит эксплуатировать «Кузнецов» в течение 15-20 лет. Однако, судя по текущей информации, крейсер не получит новый ракетный комплекс, а значит, будет лишён возможности поражать надводные и сухопутные цели.

Находящий в арсенале «Кузнецова» комплекс «Гранит» ни разу не применялся после вхождения корабля в состав ВМФ (1992). В Сети можно встретить предположения о том, что пусковые установки были по халатности залиты мазутом (топливо, которое используется для ГЭУ корабля). Но официально Минобороны не признаёт факт неисправности «Гранита».

«У «Кузнецова» непростая судьба. В 1991 году наши моряки чудом спасли авианосец от утилизации или продажи, буквально угнав его из-под носа Украины. Все корабли проекта 1143 строились в Николаеве, и инфраструктура, позволяющая нормально обслуживать авианосец, видимо, так и не была налажена», — рассуждает Дмитрий Корнев.

«Разворотить по науке»

В июльском интервью ТАСС генеральный директор Центра судоремонта «Звездочка» Сергей Маричев заявил, что перед предприятием поставлена весьма сложная задача — отремонтировать «Кузнецов» в течение 2,5 лет. После выхода из дока крейсер будет проходить семимесячные испытания, и затем вернётся в строй.

Успех ремонта, по словам Маричева, будет зависеть от того, как сработает кооперация, в которой задействованы сотни предприятий. Основной объём работ будет выполнен у причальной стенки 35-й судоремонтного завода. Демонтаж линии валов и винтов и окраску подводной части корпуса корабелы проведут в плавучем доке ПД-50 в Росляково (район Мурманска).

Самая сложная часть операции — это замена четырёх котлов энергетической установки. Глава «Звёздочки» признаёт, что для этого придётся «разворотить» корабль, но сделать это «по науке». В связи с этим значительно возрастёт нагрузка на корпус «Кузнецова».

«Для выгрузки старого оборудования потребуется установить на взлётной палубе кран достаточно большой грузоподъёмности — это дополнительная нагрузка на корпусные конструкции, в которых будут сделаны технологические вырезы. Предстоит произвести соответствующие инженерные расчёты, возможно, выполнить дополнительное усиление корпусных конструкций в зонах напряжения», — отметил Маричев.

Во время ремонта на «Кузнецове» будет находится его технический персонал. Как сообщил топ-менеджер, экипаж «будет нести ответственность за непотопляемость и живучесть» ТАВКР. По информации китайских СМИ, лётчики палубных истребителей Су-33 и МиГ-29К, скорее всего, будут проходить подготовку на авианосце «Ляонин» (проданный КНР советский крейсер проекта 1143.6. «Варяг»).

«Ремонт «Кузнецова» может растянуться на срок до четырёх лет. Практика показывает, что при модернизации кораблей первого ранга возникают трудности в кооперации и не всегда своевременно выделяются финансы со стороны государства. Тем не менее 4-5-летнее отсутствие крейсера не является критичным для ВМФ», — уверен Корнев.


Автор: Алексей Капустин




Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться