Алексей Хромов: Умный город: тренд или необходимость?!
В ближайшие годы лидерами будут те города, которые соединят максимальное количество сервисов, впечатлений, услуг и предоставят эти сервисы своим жителям
Алексей Хромов, предприниматель, основатель и руководитель проекта PASS24.online, к.э.н. специально для экспертной медиаплатформы «Умная страна» проанализировал, что сегодня входит в систему умного города, как он будет развиваться, а также почему при разработке сервисов для умного города не нужно забывать про поколения пользователей.
— Количество людей, живущих в городах, будет удваиваться или даже утраиваться в ближайшие 50 лет. Соответственно для меня умный город — это некая квинтэссенция разных экономик. Это точка, где все экономики сходятся воедино.
Но тут возникает несколько важных нюансов:
- Во-первых, мы перестали потреблять просто товары, мы хотим получать эмоции и впечатления.
- Во-вторых, производство на сегодняшний день становится максимально цифровизованным, и всё что мы потребляем приходит тоже через сервисы.
Стоит отметить, что есть много различных платформ, которые предоставляют эти сервисы конечному потребителю. И по-сути получается, что города, которые будут лидерами в ближайшие несколько десятков лет, это те города, которые соединят максимальное количество сервисов, впечатлений, товаров, услуг и предоставят эти сервисы своим жителям.
Умный город — это…
Например, вы активный участник дорожного движения. Знаете ли вы, что умные светофоры — это неотъемлемая часть умного города? Оптимизация и загрузка парковочных пространств как сервис, система видеонаблюдения, контроля, распознавания номеров и даже те любимые штрафы, которые нам прилетают, — это элемент управления.
А дальше, мы перейдем к пользователю квартиры или дома. Соответственно, вся интеграция в систему умного дома — это контроль доступа. Это то, чем мы активно занимаемся в нашей компании. И для меня это первый шаг к умному городу, когда театр начинается с вешалки, а умный город начинается с интеллектуального шлагбаума.
Или к вам приезжают гости, соответственно, они являются гостевыми пользователями вашей инфраструктуры. Дальше мы уходим в различные счетчики, EYT, да, это интернет вещей. Это, по сути, та возможность взаимодействия с элементами квартиры, с элементами сервисов управляющих компаний, сервисов города. И вот это так объясняет умный город, умную квартиру, умный дом.
Затем мы выходим на уровень муниципальных сервисов, потому что город является неким порталом в экономику. И там есть больницы, поликлиники, школы. Элементы единого окна и взаимодействия с умными сервисами умного города через мобильное приложение, через интеллектуальные помощники, которые взаимодействуют — это следующий уровень взросления умного города.
А что дальше?
Если говорить про ближайшее будущее, то появляется тренд на виртуализацию, тренд на распределенные ресурсы с точки зрения массового пользователя, как жителя. И вот мне кажется, что совсем недалек тот путь, когда роботы будут ходить по улицам с доставкой. Кстати, они уже есть в Москве, но пока не в виде человека.
Хочу затронуть также тему поколений.
Если посмотреть на наших детей, которые сейчас развиваются, которые не представляют жизнь без гаджетов, без информационных технологий, то, наверное, через пять лет они не будут также представлять жизнь вообще без умных городов и интеграции в эту систему.
Однако не стоит и забывать про пожилых людей и их адаптацию к умным технологиям. В данном случае, надо делать максимально простой интерфейс, максимально понятную ценность продукта, и тогда проникновение приложения, например, в объект или в город, будет максимально быстрым и простым, потому что все, от мала до велика, будут пользоваться этим сервисом. Здесь просто увеличивается время привыкания и внедрение этой технологии в массы. Потому что понятно, что есть бабушки и дедушки, которые со смартфонами не дружит. Но при этом замечательное устройство типа интеллектуальных помощников, Алиса, SberDevice, это как раз то, что позволяет уменьшать разницу между пользователями, которые умеют работать с телефоном или не умеют. Я голосом могу заказать пропуск. Я могу голосом сделать обращение в управляющую компанию или что-то в этом роде. То есть тренд на взрослого пользователя. Тренд на то, что технологии для пользователя должны быть просты и понятны, только тогда я буду этим пользоваться.
И, наверное, еще один тренд о том, что почти максимальное количество сервисов, которые мы сегодня видим, они все мобилизированы, они все имеют возможность взаимодействия с пользователем, и это только будет как тренд распространяться в ближайшее будущее.
Роль ИИ в умном городе
Говоря про умные города, хочу отметить кардинальное отличие ИИ от человека в том, что человек обладает неким эмоциональным фоном и, соответственно, с точки зрения использования технологий. На мой взгляд, лучше какую-то рутину отдать ИИ, а человек займется тем, что будет получать эмоции. И тут возникает очень важный и модный термин, с точки зрения продуктов и сервисов — это ценностное предложение. Если я для себя понимаю ценность использования того или иного сервиса, продукта, услуги, то, с большей вероятностью, я буду пользоваться этим сервисом, супротив моих каких-то традиционных способов получения той услуги или сервиса, как это было раньше.
На мой взгляд, задача всех производителей сервисов услуг умного города — это как можно ярче показать конечному пользователю ту ценность, которую несет тот или иной сервис.
И в завершении, когда человек получает эмоции от сервиса, то это настоящее и будущее, а если нет, тогда это прошлый век.
Алексей Хромов, выпускник и ментор Школы Управления СКОЛКОВО
Возглавлял центр экспертизы IBM в крупнейших российских интеграторах
Руководил отделами по развитию бизнеса и выстроил партнерскую сеть на территории СНГ для SYMBOL, AVAYA, MOTOROLA, NORTEL
Многократный обладатель премий и наград: PROESTATE & TOBY AWARDS, СКОЛКОВО, Новатор Москвы, EMERGE, COMNEWS AWARDS
Фото предоставлено Алексеем Хромовым