Спецпроекты
Научится ли искусственный интеллект испытывать какие-то чувства?
Научится ли искусственный интеллект испытывать какие-то чувства?
Технологии
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Могут ли у роботов появиться эмоции?

Научится ли искусственный интеллект испытывать какие-то чувства?

Современные роботы могут не просто говорить, двигаться, распознавать речь. Они научились  понимать эмоции собеседника. Робот Гагарин, созданный в университете «Иннополис», считывает ощущения прямо с человеческого лица. Более того, он сам может имитировать удивление, радость, страх, отвращение, злость. Появятся ли в будущем роботы, способные переживать такие же эмоции, что и люди?

Искусственный интеллект в последние годы стремительно начал умнеть. Голосовые помощники «Google» и «Яндекса», беспилотные автомобили, роботы-андроиды, которые издалека вполне можно принять за человека. Ученые даже начали делать апокалиптические предсказания и сгущать краски вокруг будущего роботехники. Профессор Стивен Хокинг, к примеру, заявлял, что появление полноценного искусственного интеллекта будет началом конца. Роботы, сумевшие превзойти человека, долго смогут помогать выполнять ему разные задачи, но, в конце концов, выйдут из-под контроля.

Одним из шагов на пути к полноценному искусственному интеллекту некоторые ученые называют как раз возможность обретения им эмоций. При этом смайлики, эмотиконы, отправляемые роботами, не считаются. Речь идет о возможности роботов самим испытывать полноценные ощущения.

Робот как живое существо

Человеческие эмоции не что иное, как продукт эволюции.  Они помогают как можно быстрее приспособиться и среагировать на внешние проявления. Эмоциями обладают не только люди, но и животные. Просто у людей переживания дополнены рациональным мышлением.

Искусственный интеллект на сегодня не может обладать эмоциями, так как он не живое существо. Однако в будущем все может измениться. Ученые уже сегодня называют наделение искусственного интеллекта эмоциями сложным и грандиозным проектом.

Робот с эмоциями человека должен обладать способностью к самообучению. Он должен не просто распознавать, но и понимать, анализировать эмоции человека. И лишь после этого он может научиться на эмоции отвечать эмоциями.

Эмоции помогли бы роботу более оперативно принимать какие-то решения. Без них же роботы остаются грудой металла, чипов и всевозможных алгоритмов. В реальности они оказываются нежизнеспособными.

Внедрение эмоций

Первые шаги по внедрению в искусственный интеллект эмоций человека уже начались. Исследователи из канадского университета Альберты удалось создать программу «Цефей». Она играла в течение месяца в покер, накапливая опыт. Робот достиг такого уровня, что перестал проигрывать вообще. Но главное, он показал жизнеспособность самообучающихся программ. Следующим шагом должно стать наделение подобных алгоритмов возможностью эмоционального реагирования и быстрого принятия решений на основе предыдущего опыта.

Шире распространены разработки, связанные с распознанием эмоционального состояния человека по лицу. Одним из первопроходцев была компания Mircrosoft. Она представила программу Project Oxford. Заложенный в программе искусственный интеллект мог по фотографии определить эмоциональное состояние человека. Делал он это на основе анализа микроэкспрессий лица.

Корпорация Apple двинулась дальше. Она приобрела стартап Emotient. Проект разработал робота, умеющего распознавать человеческие эмоции в реальном времени. Робот разлагает эмоциональное состояние человека на паттерны – «мимические шаблоны». На основе них программа определяет эмоциональное состояние человека.

В России подобные исследования тоже есть. К примеру, ученые из МИФИ создали умную нейросеть. Робот принимал участие в компьютерной игре, наравне с другими игроками. Никто из людей, игравших вместе с роботом, не смог отличить его от живых игроков.

Почти как «Терминатор»

Вопрос о том, можно ли после распознавания эмоций научить робота их ощущать, остается открыт. И ответа на него пока нет.

Эксперт в области высоких технологий Сергей Корогод заявил в комментарии порталу «Умная страна», что функция распознания эмоций у человека, которой наделяют искусственный интеллект, необходима для маркетинговых исследований.

«Искусственный интеллект научился понимать, как человек реагирует на ту или иную ситуацию. Это необходимо, чтобы учитывать предпочтения покупателей и продавать ему товары. Такие разработки будут финансироваться до тех пор, пока их можно использовать в политике и маркетинге, пока благодаря им можно контролировать пользователей», - сказал эксперт.

Он добавил, что сомневается, что роботы в будущем сами начнут испытывать эмоции. «Им, впрочем, это и не к чему, у них другие функции», - заключил Сергей Корогод.

Генеральный директор агентства по анализу данных Data Monsters Артемий Малков отметил, что если рассматривать эмоции как химическую реакцию или реакцию гормональную, реакцию организма на определенные вещества, то симулировать их вполне можно.

«Сегодня разработчики пытаются создавать не просто умных, но еще и социальных роботов. К примеру, мы работали в Бостоне с одним из проектов – «Джиба». Это был настольный робот, который умел не только разговаривать, но и крутиться. Он был похож на лампочку пиксара. Когда ему грустно, у него наклонялась голова, когда робот был радостный, он ерзал.  Понятно, что искусственный интеллект сам не испытывал эмоций, а работал как алгоритм. Однако эмоциональная составляющая у роботов будет только усиливаться. Сегодня много разработок, связанных с распознаванием эмоций – их много в медицине, рекламе, клиентском обслуживании», - сказал эксперт.

Он добавил, что роботы могут управлять эмоциями людей уже сегодня.

«Роботы захватили мир. К примеру, «Facebook» является роботом, влияющим на жизнь людей. Из-за социальных сетей происходят революции и самоубийства. Небольшое изменение алгоритма может вызвать войну. Раньше думали, что в будущем как в фильме «Терминатор» роботы будут убивать людей. Но на самом деле, роботам достаточно просто научиться управлять человечеством», - заключил Артемий Малков.

Автор: Александр Столяров


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться