95 лет назад родился «забытый гений», советский кибернетик Виктор Глушков, чьи идеи легли в основу интернета, цифровых сервисов и блокчейна
95 лет назад родился «забытый гений», советский кибернетик Виктор Глушков, чьи идеи легли в основу интернета, цифровых сервисов и блокчейна
Наука и технологии
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Советский проект цифровой экономики

95 лет назад родился «забытый гений», советский кибернетик Виктор Глушков, чьи идеи легли в основу интернета, цифровых сервисов и блокчейна

24 августа исполнилось 95 лет со дня рождения математика, Героя Социалистического Труда, вице-президента АН УССР Виктора Михайловича Глушкова. Гениальный кибернетик не дожил до 60 лет, но оставил богатейшее научное и практическое наследие, опередившее своё время. «Умная Страна» разобралась в том, как идеи Глушкова повлияли на развитие современных цифровых технологий и блокчейна.

                                                              Виктор Михайлович Глушков

Сеть вычислительных центров

Принято считать, что одной из причин экономического краха Советского Союза стала безнадёжно пропущенная научно-техническая революция (НТР) в сфере электронно-вычислительных и информационных технологий. Это отставание негативно отразились на развитии промышленности и системы госуправления.

Между тем в СССР были все предпосылки для того, чтобы занять прочную лидерскую позицию в столь важных направлениях. Основой будущего триумфа могла стать блестящая математическая школа и достижения в развитии возможностей электронных вычислительных машин (ЭВМ).

Технологический прорыв была призвана обеспечить реализация проекта Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации (ОГАС). Её главной задачей было управление громоздкой социалистической экономикой.

Народное хозяйство СССР было плановым, что предполагало определение государством номенклатуры и объёма производимой продукции. В таких условиях власти были вынуждены учитывать огромное количество факторов: динамика численности населения, изменение денежной массы, материальных потребностей населения и пр.

В решение этих задач, помимо Госплана и Госснаба, была вовлечена армия чиновников из десятков других министерств и ведомств. Это приводило к чудовищной бюрократизации, а для населения оборачивалось постоянными сбоями в поставках продовольствия и товаров широкого потребления.

Предполагалось, что ОГАС значительно упростит управление плановой экономикой. Идею автоматизации вычислительных, распределительных и контролирующих процессов в 1950-е годы начал продвигать доктор технических наук, инженер-полковник Анатолий Иванович Китов. Активный популяризатор кибернетики, он осмелился написать письмо Никите Хрущёву о необходимости массового внедрения ЭВМ в управление народным хозяйством.

Китов предложил создать в стране сеть мощных вычислительных центров, которые в мирное время решали бы экономические вопросы, а в случае войны — обеспечивали бы управления вооружёнными силами. Революционный проект был встречен партийным руководством в штыки, и учёный оказался в опале.

Виктор Глушков стал последователем Китова. В первой половине 1960-х годов он усовершенствовал проект ОГАС, получив частичную поддержку первого заместителя председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина. В результате менее чем за 20 лет десятки тысяч предприятий обзавелись автоматизированными системами управления (АСУ).

В конечном итоге Глушков рассчитывал построить в Советском Союзе около 100 крупных вычислительных центров, объединив их широкополосными каналами связи. Его проект подразумевал создание единого банка данных, доступ к которому можно было бы получить из любой точки после прохождения процедуры идентификации.

Реализация ОГАС потребовала 20-миллиардных «инвестиций», колоссальную по тем меркам сумму. Однако, как утверждал Глушков и его единомышленники, на упрощении вычислительных процессов и сокращении расходов на бюрократию казна могла бы сэкономить около 100 миллиардов рублей, причём всего лишь за три пятилетки.

«Забытый гений»

По состоянию на 1960-е годы ОГАС казался слишком фантастическим проектом. Советское руководство было не чуждо инновациям, но опасалось, что столь крупные перемены в системе управления экономикой приведут к пробуксовке уже отработанных механизмов.

Проект советских кибернетиков был отвергнут, а в 1980-е годы даже ярым поборникам социалистического стоя стало очевидно, что экономика СССР нуждается в радикальном обновлении. Именно в этот период наша страна пропустила ту самую НТР, которая предопределила появление информационного общества.

История не знает сослагательных наклонений, и потому сложно сказать, как бы сложилась судьба Советского Союза, если идеи Китова и Глушкова были бы воплощены в жизнь. Возможно, появление ОГАС смогло бы сделать из неповоротливой плановой экономики более мобильный и адекватный механизм.

Тем не менее, труд Китова и Глушкова не был напрасным, и его плодами, по сути, активно пользуется современная Россия. Новаторство отечественных учёных заключалось в том, что они предложили организовать информационную сеть, принципы работы которой напоминают сегодняшний интернет, многочисленные облачные и цифровые сервисы, мессенджеры и блокчейн.

В вооружённых силах идеи советских кибернетиков воплотились в масштабном распространении войсковых АСУ, современных цифровых средств передачи информации, а также в создании системы раннего предупреждения о ракетном нападении (СПРН), которая совершенствуется последние годы.

Фактически прямым аналогом ОГАС является Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУО), запушенный 1 декабря 2014 года. Уникальная система в здании Фрунзенской набережной фактически является Ставкой Верховного главнокомандующего.

Этот информационный спрут в автоматическом режиме контролирует выполнение Гособоронзаказа, решает вопросы материально-технического обеспечения войск, моделирует различные операции в интересах ВС, обеспечивает взаимодействие с военными округами, гражданскими и силовыми органами госвласти.

Весь этот колоссальный объём работы выполняет Программно-аппаратный комплекс (ПАК), возможности которого по показателям объёма хранения данных и производительности превосходят в несколько раз центральную ЭВМ Пентагона.

Глушкова часто называют «забытым гением», хотя не совсем соответствует действительности. Вклад советского кибернетика в развитие цифровых технологий можно сравнить с проектами Циолковского, которого в своё время тоже считали «фантастом».

Автор: Алексей Капустин

 

 


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться