Интерес к развитию этих навыков должен быть не только у человека, но и работодателя
Интерес к развитию этих навыков должен быть не только у человека, но и работодателя
Education hub
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Илья Коршунов: Сегодня навыки людей являются источником их успешности и производительности

Интерес к развитию этих навыков должен быть не только у человека, но и работодателя

Руководитель лаборатории непрерывного образования взрослых, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов рассказал управляющему партнеру Smart Country Education Hub Елене Антоновой о том, что такой масштабности образования и обучения взрослых за счет государства, как сейчас, в России никогда не было, а также о том, в чем отличие инфобизнеса и программ дополнительного профессионального образования, и новых трендах в образовании.


Новые тренды в образовании

— Илья Алексеевич, какие тренды в сфере непрерывного образования взрослых вы наблюдаете на данный момент?

— Вы знаете, трендов несколько. Основной — это появление большого количества федеральных инициатив и программ, которые поддерживают реализацию дополнительного профессионального образования граждан.

  • Прежде всего, это огромный проект «Содействие занятости», который позволяет различным категориям гражданам и безработным, в том числе желающим развивать свою карьеру, бесплатно получить образование, пройти обучение по самым актуальным программам, причем не только в колледжах или независимых образовательных организациях, но и в университетах. Этот федеральный проект гарантирует высокую степень трудоустройства.
  • Есть программы для университетов: «Приоритет 2030» и программа «Передовых инженерных школ», которые дают возможность получить очень качественное и квалифицированное образование для специалистов.
  • Есть программы, связанные с подготовкой специалистов беспилотных летательных аппаратов (БАС).

Все эти программы очень интересны и дают хорошие возможности получить новую квалификацию, и новое рабочее место. Причем такой масштабности образования и обучения взрослых за счет государства в России никогда не было. Так что если вы сегодня хотите сменить работу, улучшить карьеру, изменить должность, то вам прямая дорога на федеральный портал «Работа России» https://trudvsem.ru/, где вы можете выбрать интересующее вас обучение и получить его. Уверен, что для Российской Федерации это самый важный и основной тренд.

Что касается общемировых изменений, то в здесь мы также наблюдаем формирование новых трендов:

  • Во-первых, рост охвата населения образованием и обучением.
  • Во-вторых, более активное использование образовательных программ дополнительного профессионального образования для того, чтобы включить их в состав программ высшего образования.

То есть отдельные программы дополнительного профессионального образования, профессионального обучения учитываются за рубежом при формировании основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Это пример использования микроквалификаций для получения основного образования

— По вашим оценкам, придет ли этот тренд в Россию? Если да, то в какие сроки?

— Примеры уже есть. Сегодня в университетах РФ можно получить дополнительную квалификацию в рамках обучения по основной образовательной программе.

— А если говорить о новых трендах с точки зрения содержания образования и обучения?

— Конечно же, оно переходит в новые формы. В большей степени я говорю об онлайн-обучении. Сегодня существует такое понятие, как microlearning или микрообучение. На интенсивно развивающихся предприятиях сотрудникам дают возможность прослушать курс, состоящий из несколько аудиофайлов, а после этого они должны ответить на вопросы. Вот таким образом обучение превращается действительно в непрерывный процесс.

Также нужно отметить изменение форматов. Например, когда обучение происходит не в классе, а на рабочем месте, то очень часто он реализуется в формате наставничества. В этой ситуации механизмами передачи навыков владеет ваш непосредственный руководитель или коллега на предприятии. Такая форма передачи навыков сегодня очень популярна и активно развивается, как в России, так и за рубежом. Причем в РФ, на мой взгляд, этот процесс идет, может быть, даже чуть быстрее, потому что сложные технологические навыки приходится осваивать непосредственно на рабочем месте. Именно поэтому руководители среднего звена, а не только специалисты центров по обучению, овладевают такими навыками, как наставничество, коучинг, менторинг. Еще интересный формат shadowing — «быть тенью человека», чтобы он повторял за тобой твои действия. Такие форматы были и раньше, но сейчас они становятся более важными из-за высокой скорости обновления технологий.

— Где обучают наставничеству или работе в формате shadowing?

— Наставничеству тоже учат в рамках федерального проекта «Содействие занятости». В него входит образовательная программа. на которую любой может записаться.

Но вообще, наставничество — это целая система, которая существует в Российской Федерации. Есть даже конкурс наставников на предприятиях. Думаю, что эта тема будет развиваться.

Кстати, если вы работаете на среднем предприятии, где понятие «наставник» пока не очень распространено, функции наставника берет на себя непосредственный руководитель. Поэтому, относитесь к руководителю, как к наставнику, и вам будет чуть легче работать с трудным начальством.

— На мой взгляд, руководитель и наставник — это все-таки разные компетенции. Не каждый руководитель может быть наставником, и наоборот? Или я ошибаюсь?

— Вы совершенно правы. Но я поэтому и говорю, что при желании можно пройти программу наставничества и получить необходимые навыки и компетенции.

 

Граница между инфобизнесом и образовательной программой

— Можно ли отнести к трендам появление в российской действительности инфобизнеса?

— На мой взгляд, появление инфобизнеса связано с более низкими требованиями населения к качеству продуктов. В Российской Федерации система стандартов в сфере услуг и, следовательно, требований к инфобизнесу пока находится на недостаточно высоком уровне. Из-за этого мы получаем такие категории инфобизнесменов, которые маскируются под образовательные программы. В итоге, у людей создается впечатление, что в рамках инфобиза они получат результат, прописанный в профессиональном стандарте.

— Как можно обезопасить себя от такой ситуации?

— Получатели услуги должны следить за тем, что они покупают, смотреть контракты. Хотя, даже у серьезных поставщиков онлайн-продуктов есть такая опция, как предоставление содержательного образовательного контента, который не сопровождается получением или прохождением итоговых испытаний. В итоге, после прослушивания «образовательной программы», люди не получают соответствующего удостоверения. Так что, когда вы подписываете контракт, внимательно изучайте эти нюансы.

— Если ли у вас информация, планируется ли этот момент урегулировать централизованно, на законодательном уровне?

— Я являюсь председателем экспертного совета при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию по вопросам дополнительного профессионального образования, переподготовки и непрерывного образования Сейчас мы разрабатываем соответствующие изменения в закон о рекламе, которые позволят отличать добросовестные программы дополнительного профессионального образования от иных форм услуг, которые предоставляются и будут предоставляться и инфобизнесменами,

Хочу подчеркнуть, я не говорю. что «инфобизнес — это плохо». Возможно, кому-то он помогает, но это не образовательная программа, которая должна четко следовать соответствующим требованиям федерального законодательства и отраслевого нормативного регулирования. Образовательная программа не обещает людям научить их зарабатывать деньги, потому что такого навыка нет. Она не обещает сделать их счастливыми, потому что такой навык тоже не стандартизирован. За этим — в другие инстанции. Но, если вы подписываете договор, где у вас не написано в соответствии с каким профессиональным стандартом вас обучают, если вы не видите образовательного результата, к которому вас ведут, то у вас в тоге может ничего и не получится.

Сейчас на рынке появилась Ассоциация информационного бизнеса, которая пытается навести определенный порядок с качеством в этой сфере услуг. Возможно, это поможет снять остроту проблемы, так как проблемы с инфобизнесом — это не общемировой тренд, а специфика РФ, которая возникла из-за того, что потребители услуг не справляются с пониманием того, как быть в тех или иных случаях, особенно в случае образовательных программ.

  • Еще раз отмечу, если вы планируете получить услугу у инфобизнесмена, сначала внимательно изучите договор, который вам предлагается подписать, посмотрите, о чем там идет речь: о консультировании, освоении образовательной программы и так далее. Если речь идет об освоении образовательной программы, то у организации должна быть лицензия, должно быть наименование и тип программы, по которой он предоставляет услугу в соответствии с законодательством.
  • В паспорте программы (в случае ДПО он должен быть обязательно) указано, какие навыки, какой профессиональный стандарт вы будете осваивать в ходе обучения.

— А если речь идет об общеразвивающих программах или о консультировании?

— Здесь вопрос более сложный, так как нужно смотреть на содержание услуги и ни в коем случае сразу не рисковать большими деньгами. Рекомендую вначале посмотреть подходит вам курс, развивает вас, удовлетворяет и так далее, и только потом покупать следующий контент. Поинтересуйтесь отзывами людей, которых вы знаете и которые такое обучение прошли. Если хотите, здесь можно провести аналогию с фильмами. Мы все покупаем и смотрим фильмы, ходим в кино и театры — это определенный культурный запрос, который необходим человеку. Но, с другой стороны, есть курсы (например, по астрологии), которые просто заблокирует принятие вами в дальнейшем собственных осознанных решений. Поэтому будьте взвешены и используйте критическое мышление для оценки последствий

Нужно понимать, что программы инфобизнесменов ориентированы на потребителя: любой каприз за ваши деньги. А профессиональные образовательные программы ориентированы на то, чтобы обучающийся был востребован у работодателя, то есть на рынке труда. Вот в чем принципиальная разница.

Интересный взгляд на проблему.

— Да, вы должны понимать, что образовательная программа вас учит навыку, востребованному на рынке, а инфобизнесмен, в основном, удовлетворяет ваше собственное желание, которое может быть не связано с реальным эффектом на работе. Есть навыки «менеджмента», но нет такого навыка, как «зарабатывать деньги».

 

Работникам не хватает активности

— По вашим оценкам, каков процент взрослого населения Российской Федерации сейчас охвачен программами дополнительного образования?

— В России, как и в других развитых странах, есть официальная статистика, которая каждый год обобщает информацию о том, какое количество работников прошло обучение или получило образование во взрослом возрасте. В России этот процент колеблется от 24% до 25%. Это не очень высокий показатель, так как в некоторых странах с высокой производительностью труда, этот показатель достигает 40%-50%, даже 60%.

— С чем, на ваш взгляд, связан низкий показатель в России?

— Здесь линейная корреляция: чем выше производительность труда, тем выше масштаб образования и обучения. Чем больше ВВП, тем больше населения охвачено образованием и обучением, тем больше люди учатся, так как экономика постоянно требует повышения производительности кадров, и, соответственно, их приходится дообучать: самой экономике или системе ДПО.

Мы можем посмотреть на российские регионы. Есть субъекты федерации, где процент обучения соответствует развитым странам, и вы легко можете догадаться, что это за регионы: Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Москва, Санкт-Петербург, то есть города-миллионники с высокоразвитой промышленностью. В регионах, нуждающихся в развитии современных отраслей, показатель повышения квалификации меньше. При этом есть одна очень интересная вещь именно в этих регионах сильнее развито направление переподготовки. Люди интуитивно понимают, что им нужно заниматься новыми видами активностей, участвовать в новых бизнесах, предприятиях, поэтому они сами переобучаются. Как я отмечал ранее, все программы переподготовки сегодня можно пройти бесплатно в рамках федерального проекта «Содействие занятости».

Обратите внимание, что у нас в стране сейчас довольно интересная ситуация с безработицей: ее практически нет, показатели упали до рекордных значений.

— Это следствие реализации федерального проекта?

— Да, в том числе в результате беспрецедентных мер образовательной реабилитации, которые проводят российские службы занятости. Эти программы хорошо работают в регионах и обеспечивают определенный социальный консенсус, социальную благоприятную атмосферу.

Но нужно понимать, если вы хотите высоких заработков, придется работать, а не рассчитывать на социальную помощь. Что за более высоким доходом придется ехать в те регионы, где высокая заработная плата, либо развивать навыки предпринимательства, чтобы оставаться в своем регионе и работать с другими, например полностью онлайн. Так что сегодня в Российской Федерации создана очень интересная и уникальная система, которая позволяет и сильным реализоваться, и слабым не пропасть. Ключом к решению этой проблемы являются ваши навыки.

— То есть каждому человеку сегодня нужно анализировать свою собственную ситуацию с навыками?

— Безусловно. Если вы работаете у работодателя, получаете маленькую зарплату, задайте себе вопрос: а почему так? Почему вы не можете перейти на другое предприятие, где, как вам кажется, за ту же работу платят больше? Выяснится, что вы не можете перейти, так как не владеете какими-то навыками, цифровыми компонентами, то есть вам нужно дообучаться, чтобы перейти на более эффективное рабочее место.

Кстати, показатель охвата образованием и обучением включен в национальные статистические показатели, так как говорит об активности работника, о том насколько он сам может выбирать работу, опираясь на свои компетенции и навыки.

— Сейчас в России все предприятия говорят, что им не хватает трудовых ресурсов….

— Это очень хороший момент, который сигнализирует предприятиям о необходимости повышать производительность труда внутри производства, внедрять трудосберегающие технологии, а также обращать внимание на население собственной страны, которое проживает в отдаленных населенных пунктах, и которое можно вовлечь в производственные процессы. Урбанизацию никто не отменяет, кроме того, сейчас она активно идет в формате онлайн — развивается сегмент удаленной работы.

Ну и, наконец, сегодня активизировались российские инвесторы: предприятия возникают не только в крупных городах, но и в 100-300 км от них. Большинство пищевых, мясных, молочных, кондитерские предприятий сегодня располагаются на периферии. Поэтому если у вас есть запрос на работу, посмотрите, какие инвестиционные объекты открылись в ваших регионах, легко ли вам до них доехать, и проблема будет решена, так как на этих предприятиях, с большой долей вероятности, есть вакансии.

То есть мы сегодня находимся в ситуации, когда навыки людей являются источником их производительности и успешности.

— Человек, перемещаясь между предприятиями, все время хочет зарплату повыше. Получается, что, привлекая людей с рынка, приходится платить ему бОльшие деньги, чем сотрудникам. А что же тогда делать с обучением сотрудников?

— Мы проводили очень серьезные исследования по этой теме, делали регрессионный анализ, сопоставляли объявления работодателя о вакансиях с процессами, которые происходят на предприятии. Сегодня можем уверенно сказать, что предприятия нанимают персонал на внешнем рынке для того, чтобы покрыть текучесть кадров.

Когда предприятие развивается, инвестирует в новое производство, то персонал предпочитает брать со своего производства и дообоучать.

Именно поэтому следует понимать, если вы приходите по вакансии на устоявшуюся позицию, вам придется поработать определенное время в компании, и только потом вы, наращивая навыки, сможете переместиться на более высокую позицию. Для этого рекомендую наблюдать за предприятиями, отраслями, навыками специалистов, которые получают большую заработную плату. Самые высокие заработные платы сегодня возможны, если вы владеете цифровыми навыками или работаете в сфере здравоохранения.

— Насколько распространены в Российской Федерации программы повышения производительности труда?

— Есть специальная программа «Повышение производительности труда», где обучают представителей предприятий бережливому производству, вопросам менеджмента качества. Есть программы, которые стимулируют, например, рационализаторскую деятельность на предприятии. Есть программы, нацеленные на внесение различных изменений по улучшению работы персонала. Понимаете, производительность невозможно улучшить одним махом. Нужно, чтобы сотрудники рассказывали о том, где в компании существуют проблемы. Они должны уметь видеть, хотеть и уметь рассказывать, где проблемы, а менеджмент должен обладать навыками слышать, слушать и принимать решения, улучшающие работу.

 

Навыки, повышающие зарплату

— Какие навыки, на ваш взгляд, сегодня обязательно необходимо осваивать?

— Если вы хотите зарабатывать больше денег, и вы молоды, то уверенно можно сказать, что вам нужны цифровые компетенции и надпрофессиональные навыки. Вы должны уметь взаимодействовать с вашим руководителем, должны быть благожелательны, уметь его слышать, потому что он ваш заказчик, и вы должны уметь делать то, что делает вся команда. То есть уметь в нее встраиваться независимо от того, на какой должности вы находитесь

— По вашим наблюдениям, какой надпрофессиональный навык или даже черта личности больше всего добавляет заработную плату?

— Навык открытости новому и эмоциональная стабильность, а также добросовестность. Еще — умение вести коммуникацию и работать в команде.

Кстати, сегодня надпрофессиональные навыки считаются важнее, потому что вас всегда научат профессиональным навыком. Но если с вами приятно работать, то и профессиональным навыкам вас научат.

Мы проводили специальное исследование и наблюдали, за счет обучения каким навыкам больше всего растет заработная плата. Так вот, это навыки, позволяющие вам быть либо самозанятым, либо индивидуальным предпринимателем, либо навыки, которые вам позволяют взаимодействовать и управлять другими людьми на рабочем месте.

Так что, резюмируя ответ на вопрос о навыках, скажу следующее:

  • Если вы хотите роста заработной платы — учитесь цифровым навыкам, а также любым высокотехнологичным востребованным и надпрофессиональным навыкам.
  • Если вы уже выросли до определенного уровня и готовы быть лидерами и управлять другими людьми, то для вас актуален опыт самозанятости, или навык управления другими людьми, коллективами для того, чтобы действительно сделать более сложное и более комплексное дело.

 

От образования к счастью

— Можно оценить влияние привычки учиться на карьеру, удовлетворённость человека жизнью? Может ли эта привычка предупредить выгорание?

— на определенном уровне саморазвития человек может ощущать себя счастливым в любой ситуации. Но чтобы быть счастливым в социальной среде, нужно находиться в определенном психологическом климате, которые создаете не только вы. В организации может быть создан свой психологический климат. Это уже не ваш навык, это навык менеджмента организации, в которую вы попали. Здесь вам стоит оценить, сколько навыков нужно вам нарастить, чтобы быть устойчивыми в данной компании и хватит ли вам этого наращивания навыков. Но при этом вы должны проанализировать, способствует ли менеджмент благоприятной атмосфере в коллективе.

— Что вы имеете в виду?

— Например, менеджмент стимулирует начальников помогать подчиненным. На людей, которые допустили ошибки, не накладываются жесткие штрафные санкции — им предлагается пройти образовательные программы, которые позволят снять эти трудности.

Может ли человек внутри организации сказать: я многое делаю, но не справляюсь, можно ли мне помочь? Кстати, такой вопрос входит в тестирование на «качество» менеджмента в компаниях. Если в компании с тобой разговаривают, оценивают, обсуждают проблемы твоих навыков и помогают, то в такой организации стоит оставаться и наращивать свои навыки даже если заработная плата не столь высокая, как бы вам хотелось. А если вы понимаете, что этого нет, то, скорее всего, вам придется поменять организацию.

— Получается, что очень многое зависит от корпоративной культуры. Сейчас в некоторых компаниях уже даже есть такая должность, как директор по счастью, я его встречала.

— Я попытался, не употребляя непонятные термины, рассказать именно об этом. Понимаете, если вы хотите, чтобы у вас работали первоклассные специалисты с самым высоким уровнем навыков, хорошо адаптирующиеся к трудностям, результативно реагирующие на внешние вызовы, вы должны создать для них соответствующие условия. Если эти условия не созданы, вы будете их терять, а компании будут ухудшать свои показатели.

— Наверное это все-таки актуально для каких-то больших предприятий? Или маленькие компании тоже могут это взять на вооружение?

— Это актуально для всех предприятий, потому что человек хочет самореализовываться и чувствовать себя счастливым, работая во всех видах организаций. Вопрос в том, что в малых компаниях в основном человек сам организует свое настроение. Даже если это продавец в магазине, в цветочной лавке, он получает удовольствие от взаимодействия с клиентами и от этого будет, прежде всего, зависеть уровень его счастья. А в больших организациях это становится больше задачей для менеджмента.

Поэтому есть люди, которые не могут работать в маленьких организациях — им нужны компании с хорошим менеджментом. Помните есть песня про заводскую проходную, которая «в люди вывела меня». В ней заложен очень глубокий смысл поддержки

—Получается, что наш разговор о дополнительном непрерывном образовании взрослых пришел к теме счастья…

— Это и есть пример развития трендов, пример того, как образование становится более гибким в новых форматах.

Илья Коршунов, руководитель Лаборатории непрерывного образования взрослых Института образования НИУ ВШЭ, Председатель Экспертного Совета при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию по вопросам дополнительного профессионального образования, переподготовки и непрерывного образования, член Совета по данным Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), государственный советник субъекта Российской Федерации 1-го класса.

Фото предоставлено Ильей Коршуновым.


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться