Спецпроекты
Никита Куликов: «Беспилотный транспорт в настоящее время является темой номер один»
Никита Куликов: «Беспилотный транспорт в настоящее время является темой номер один»
Люди
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Технологии в России обгоняют правовое регулирование

Никита Куликов: «Беспилотный транспорт в настоящее время является темой номер один»

Беспилотный транспорт в настоящее время является темой номер один как по части роботизации, так и по части внедрения новых технологий в повседневную жизнь. И это не удивительно, учитывая, что технологии беспилотного транспорта — это своеобразная «солянка» из известных и всячески доработанных ранее технологий (например, радары, лидары, распознавание предметов и т.п.) которые были объединены под одной упаковкой.

В настоящее время среди наиболее перспективных направлений я бы выделил беспилотники для сельского хозяйства, беспилотные автомобили и разнообразные летающие беспилотники. Собственно, на этих направлениях можно остановиться чуть подробнее.

Беспилотные автомобили. Благодаря Tesla, о том, что на беспилотном автомобиле в принципе можно ездить по городу, наверное, уже узнали все. Более того, компаний, которые разрабатывают свои модели беспилотных автомобилей уже стало так много, что можно быть уверенным о скором появлении беспилотников на дорогах почти каждой страны.

Россия в данном вопросе не исключение. Так, АНО «ПравоРоботов» выступает юридическим и ПК консультантом компании Traft по созданию беспилотного грузовика Traft Truck. Основная цель данного проекта — это не только перевозить товары в беспилотном режиме, но и автоматизировать сам процесс логистических услуг вплоть до актов приема-передачи и т.п. Еще интересным примером российской разработки беспилотного автотранспорта является прототип компании Яндекс. И этот пример мне нравится тем, что разработкой беспилотного автомобиля занимается не автоконцерн, а технологическая компания. И это является новым трендом, когда технологические компании начинают теснить из уже сложившихся отраслей их долгожителей.

Беспилотная техника сельхоз назначения также крайне интересный тренд, и к тому же за счет своих особенностей еще и более доступный. Сельская техника изначально не сталкивается с теми сложностями с которыми сталкивается беспилотный автомобильный транспорт, в частности сельхозботу не надо решать вопрос с дорогами общего пользования – его зона деятельности ограничена. Его также практически не касаются вопросы возможного причинения вреда человека – на поле людям особо делать то и нечего. Шанс попасть в ДТП на огороженной территории также ничтожен. И в таком ключе можно еще долго продолжать описывать все преимущества сельхозботов. Так что ожидаем, что первый полноценный беспилотник скорее всего появится именно в данном сегменте.

Летающие беспилотники также любопытны, в первую очередь тем, что они уже лет 5 как находятся в публичной продаже, и у любого обывателя есть возможность приобрести себе летающий беспилотник, начиная от игрушек и заканчивая вполне тяжелыми аппаратами. Соответственно, тренд для такой техники – это постоянное увеличение нагрузки на аппарат с увеличением его ресурсов и облегчением конструкций. Несомненно, такие аппараты со временем будут становиться умнее, но пока приходится говорить только об управляемых (в некоторых случаях можно сказать контролируемых) с земли аппаратов.

Но при неумелой эксплуатации, или скажем при превышении нагрузки, даже управление с земли может не помочь. И причем за примером далеко идти не надо – недавний неудачный запуск беспилотного дрона Почты России показал, что конструкторам есть что дорабатывать.

Все указанные направления объединяет, наверное, основной вопрос, который так до сих пор остается нерешенным – это наличие (а скорее полное отсутствие) правового регулирования этих отраслей. Надо понимать, что такие объекты повышенной опасности, несомненно, могут причинить вред человеку, а, следовательно, под законодательным регулированием понимается не только разрешение на эксплуатацию, но и смежные вопросы, например, тех. регламенты, нормы страхования, вопросы конфиденциальности и т.д.

Мы в АНО «ПравоРоботов» начали по собственной инициативе публичное обсуждение данного вопроса, а также по итогам даже разработали вариант законопроекта «О внесении изменений в ПДД», для того чтобы хоть с чего то можно было бы начать формировать соответствующее законодательство. Однако на наше предложение, которое было еще в октябре направлено в Правительство РФ на имя заместителя председателя правительства Российской Федерации А.В. Дворковича, пока еще не поступила соответствующая реакция. При этом, соединенные штаты уже успели выдать лицензии на публичную эксплуатацию на дорогах общего пользования беспилотных автомобилей, потом ее приостановили, и теперь снова разрешили. Так что можно констатировать, что технологии по созданию беспилотного транспорта в России есть, но в правовом поле мы несомненно отстаем, но это отставание скорее условное, т.к. законы можно принять за 2-3 месяца, а технологии должны продолжать развиваться, не дожидаясь законодательной базы. Что собственно сейчас в России и происходит, когда беспилотные технологии создаются на опережая нормативно-правовую базу.


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться