Элина Сидоренко: «Риски отмывания денежных средств через криптовалюту растут в геометрической прогрессии» 
Элина Сидоренко: «Риски отмывания денежных средств через криптовалюту растут в геометрической прогрессии» 
Люди
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Как не попасть в ловушку криптовалютных мошенников

Элина Сидоренко: «Риски отмывания денежных средств через криптовалюту растут в геометрической прогрессии» 

Вопрос, связанный с регулированием «цифровых денег», остается открытым. Госдума планирует рассмотреть осенью в основном, втором чтении, законопроект о цифровых финансовых активах. «Умная страна» поговорила с главой межведомственной группы Госдумы по оценкам рисков оборота криптовалют, профессором МГИМО Элиной Сидоренко о будущем законопроекта, рисках инвестиций в криптовалютные фонды и о самых перспективных блокчейн-стартапах.

Элина Леонидовна, какие планы у рабочей группы Госдумы по оценкам риска оборота криптовалют на осеннюю сессию? Какие законопроекты планируется обсудить?

Сейчас в Госдуме находятся два законопроекта о цифровых активах. И еще один проект закона о краудинвестинге. В осеннюю сессию планируется рассмотреть эти документы во 2-м и 3-м чтении. Правильно было бы начать их принимать после решений международных организаций. Ведь эти организации должны разработать стандарты безопасности. Законопроекты о цифровых активах расходится в ряде важных моментов с этими стандартами. Поэтому эксперты уже начали работать над третьим законопроектом. Пока он не внесен в Госдуму. Кто его авторы – тоже секрет.

Третий законопроект о цифровых активах позволит учесть все плюсы уже подготовленных документов. Наша рабочая группа по оценкам рисков оборота криптовалют будет обсуждать этот документ. Когда примерно его примут, я пока не могу сказать. В первую очередь, в осеннюю сессию, скорее всего, рассмотрен будет другой проект закона – о краудинвестинге. Он уже получил положительные оценки правительства.

Какие риски есть в связи с возможным свободным оборотом криптовалют? Какие нужны здесь ограничения?

Много рисков. И первый из них – отсутствие правового статуса криптовалют. Если у человека украли криптоактивы, оснований для возбуждения уголовного дела не будет. Еще один риск. Покупая биткоины, эфиры, лайткоины, человек автоматически попадает в серый сегмент. Вы не знаете, кто был владельцем криптовалюты до вас. Зато спецорганы знают, откуда эти средства. Из-за отсутствия идентифицированных кошельков невозможно доказать, что кто-то пользовался биткоинами до вас. И если их предыдущий владелец направлял средства, к примеру, на поддержку терроризма, доказать вам свою непричастность к этому будет сложно.

Третий риск – сугубо экономический. Это высокая волатильность криптовалюты. Если посмотреть на динамику биткоина за последние дни, мы увидим скачки в амплитуде до пяти процентов. Это очень высокий показатель. Большая волатильность традиционных валют является показателем слабой экономики.

И, наконец, четвертый риск, вытекающий из волатильности. Сегодня нет госинститутов, дающих какие-то минимальные гарантии людям, пострадавшим от высокой волатильности курса криптовалют. Страхование вкладов, существующее в традиционном банковском сегменте, дает право клиентам на получение какой-либо страховой суммы. Центробанк может вмешиваться в торги и замораживать курс на некоторое время. Криптовалютный мир лишен таких регуляторов. В результате инвестор может попасть в трудную ситуацию. И никто не будет ему помогать.     

В Польше обсуждается законопроект по налогообложению майнеров. Теперь они  должны будут платить в Польше налоги на прибыль от продажи добытой криптовалюты. Как вы оцениваете данные нормы? Принятие подобных законов не приведет ли к тому, что майнинг перестанет быть выгодным?

Начнем с того, что майнинг уже не так выгоден, как раньше, и без введения налогов на прибыль. Низкая стоимость криптовалюты и высокая затратность вынудила многих майнеров уйти с этого рынка. Раньше майнинг был некой инновационной деятельностью. Сегодня он уже элемент маргинальности. Майнить на балконах стало скорее оригинальной забавой, чем средством заработка. Рентабильность майнинга появится лишь тогда, когда курсы криптовалют перевалят стоимость в 10 тыс. долларов за 1 биткоин.

Законопроект о налогообложении майнеров в Польше пока не принят. Он разработан, его обсуждают, но пройдет ли он, никто не знает. Идея интересная, но пока нереализуемая. Ведь надо четко понимать, кто получает прибыль от майнинга, как организован процесс. У нас нет сертификации, лицензирования, персональных кошельков и реперных точек (на которых основывается шкала измерения – ред.), позволяющих определить кто сколько прибыли получил.

Как только появится идентифицированный кошелек компании, стандарты майнинга криптовалют, сертифицирование, тогда можно будет вводить налог на прибыль. А так пока у нас та же ситуация, что в «Avito». Сделки купли-продажи есть, но системы налогообложения нет. Если мы примем закон о криптовалютах, все выстроим, то можно будет вводить налогообложение для майнеров. Но я думаю, что это произойдет не раньше 2019 года.

Известный криптовалютный эксперт, соучредитель Fundstrat Global Томас Ли заявил, что биткоин может достичь в конце года цены в 25 000 долларов. Согласны ли вы с таким прогнозом? Какие факторы могут повлиять на рост биткоина?

Курсом биткоина управляет информация. Криптовалюта ничем не подкрепленный финансовый инструмент с большим спекулятивным элементом. Поэтому курс биткоина может достичь и 100 тыс. долларов, если это кому-то будет выгодно.

Людям, мечтающим заработать на высоком курсе криптовалют, рекомендую следить за информационным фоном. Я призываю всех читать прессу, отслеживать проверенные источники, сравнивать, как развивается законодательство о криптовалютах в разных странах. Раньше любое проверенное сообщение о том, что в той или иной стране вводится законодательство о криптовалютах, давало в среднем 10% прироста цене биткоина и другим цифровым денежным знакам. Негативная риторика давала минус 10% от стоимости.

В последнее время курс криптовалют был несколько истеричен. Сейчас стоимость биткоина стабилизировалась в районе 7 тыс. долларов. Если в ближайшее время будут введены новые производные инструменты на криптовалюту, стоит ожидать серьезного роста цен. Так было в декабре 2017 года, когда стоимость биткоина неожиданно подскочила до 20 тыс. долларов.

Сейчас есть и факторы, влияющие на снижение цены биткоина. К примеру, если будет продолжена негативная риторика со стороны группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и даны будут негативные рекомендации, мы увидим снижение стоимости криптовалюты.

Хотя лично я не сомневаюсь, что биткоин может достигнуть стоимости в 25 тыс. долларов. Однако для этого нужен благоприятный информационный фон.

Сохраняются ли сегодня риски отмывания денежных средств через криптовалюту? Высоки ли они?

Они не то, что сохраняются, они растут в геометрической прогрессии.

В связи с чем?

В связи с тем, что каждый день разрабатываются новые интересные и не подвластные государству и правоохранительным органам механизмы. Преступность есть там, где слабая профилактика. В сфере криптовалют профилактика отсутствует вовсе. Между тем нужна система противодействию отмыванию преступным доходам. Пока успехи правоохранительных органов в области незаконных операций с криптовалютами можно пересчитать по пальцам. Дам свою оценку как криминолог. На один раскрытый факт легализации преступных доходов приходится более 10 тыс. необнаруженных. Представьте, какие здесь объемы.

Как бороться с использованием криптовалюты в мошеннических сферах?

С помощью легализации  и введения международных стандартов ФАТФ.

Сегодня некоторые интернет-сервисы принимают к оплате биткоины. Речь об Amazon, принимающем платежи через сервис Purse.io, о Ebay, Microsoft «Xbox Live». Законны ли такие операции на территории России?

Нет, незаконны. Эти компании хитрят, так как напрямую они не работают с криптовалютами. Они работают с ней через другие компании, которые даже не являются агентами.

Криптовалюта хороша, когда она работает на модели процессинга, когда идет обработка информации, используемая при совершении платежных операций. Мне импонируют некоторые достаточно успешные криптовалютные биржи. Например, Bitlish. Это лондонская биржа. Вы можете завести с ее помощью электронный кошелек и класть туда доллары, рубли, евро. Потом эти деньги легко конвертировать в криптовалюту. И, наоборот, из криптовалюты можно за секунду перевести деньги, например, в рубли и положить их на свои карточки. Такие сервисы имеют лицензии, они зарегистрированы в юрисдикциях, где разрешена их работа. Такую модель и такие операции, как у них можно вводить хоть завтра.

Рекомендовали бы вы вкладываться в криптовалюту?

Нет. Криптовалюта – это кластерная технологии, обеспечивающая высокий уровень отказоустойчивости. Но ее можно использовать только, когда человек финансово хорошо подкован.

Люди же в России склонны к авантюризму. Пример «МММ» в этом нас лишний раз убеждает.

Действительно, хайп вокруг биткоина породил новое явление – криптовалютные пирамиды. Одна из таких структур Pro100business, созданная на базе международной платформы AirBitClub (АВС), работавшая на Урале, оставила в долгах массу людей. Стоит ли обычным людям становиться инвесторами криптовалютных проектов? Как правильно оценить риски вложений?

Я бы не рекомендовала делать вложения в криптовалютные фонды. Я ярый противник таких фондов. Считаю, что криптовалютный фонд в 99% случаев – это мошенничество. Это финансовая пирамида. И люди тут абсолютно незащищены. Если вам принесли фиат (обычные деньги, эмиссией которых занимается государство - ред.) вы можете заключить договор и в случае неисполнения обратиться в суд. Когда же перед вами криптовалюта, то никаких механизмов защиты, повторюсь, нет.

Я детально не знакома со случаем на Урале. Но я знаю другие случаи, когда люди кончали жизнь самоубийством. А правоохранительные органы разводили руками и не могли возбудить дела против криптовалютных фондов. Стоит ли вкладывать средства в такие проекты? Если за ними нет хорошей юридической истории, если перед вами нет хорошо заключенного договора и вы не уверены в такой структуре, то, конечно, нет. Важно, чтобы в таком договоре были прописаны ваши права и обязанности, а также юрисдикция, в которой криптовалюты признаются объектом гражданских прав.

Если говорить о возможной прибыли, то сегодня она растет не так быстро, как в 2016 и 2017 году. В то время, действительно, можно было говорить о 10-ти кратном и 20-ти кратном приросте. Сегодня самые успешные проекты могут рассчитывать на прибыль в размере 60% годовых.

Пошло затухание ICO. Мы об этом предупреждали , 80% проектов в области криптовалют были скамовыми. Теперь идет корректировка ожиданий инвесторов. Чтобы возможности ICO заиграли красками, мы должны дождаться выработки правовых механизмов. Пока этого не произойдет, криптовалютные проекты не будут развиваться сверхбыстрыми темпами.

Компания Bitfury недавно разработала блокчейн-проект для РЖД, который упростит обслуживание железнодорожного парка и уменьшит число простоев вагонов. Какие еще, на ваш взгляд, самые перспективные для внедрения блокчейн отрасли в России?

Я отношусь с большим уважением к Bitfury. Это один из редких участников цифрового рынка, который не просто выступает с пожеланиями что-либо делать, а имеет реальные завершенные проекты. Bitfury переводили на блокчейн Земельный реестр на Украине, у этой компании много проектов в Грузии. Проект для РЖД очень хорош. Bitfury умеет создавать систему распределенного реестра. Говоря о сферах, где можно еще внедрять блокчейн, в голову приходят в первую очередь возможность совместных проектов с ВЭБ. В частности можно было бы перевести на блокчейн учет ценных пород древесины, лекарств. Можно применять блокчейн в сфере госзакупок. Уже сегодня создаются интересные платформы, которые будут не только вести учет, но и обеспечивать качество реализации тех или иных госуслуг.

Элина Леонидовна, и последний вопрос. В одном из своих интервью вы заявляли, что сейчас происходит отток низкоквалифицированных инвесторов, вложившихся ранее в криптовалюту, но бывших неготовых к ее высокой волатильности. Означает ли это, что рынок становится более зрелым?

Да. Мы сейчас наблюдаем первые признаки зрелости. Но пока мы переходим в так называемый пубертатный период. Это подростковый, сложный возраст. Криптовалюта повзрослеет тогда, когда в эту сферу войдет большая экономика. Тогда криптоактивы станут институциональным механизмом.

Можно провести параллель с эпохой, которая была 150 лет назад, когда случился схожий ажиотаж в связи с появлением акций. Создавались акционерные общества, новые компании, акциями закидывали людей. Они вкладывались в железные дороги, разные проекты. Но когда эти проекты начали рушиться, произошло много человеческих трагедий. В отдельных странах даже были бунты в связи с тем, что общество не было готово к новой экономической модели. Общество пережило этот период. Спустя 150 лет нет более зарегулированной сферы, более закрытого кластера, чем сфера акций. Там нет хомячков и неквалифицированных инвесторов. Там мало людей, которые держат в чулках дома акции компаний. А если и держат, то только высоколиквидных компаний, вроде «Газпрома». Но все институализировалось,  технология повзрослела. Криптовалюты ждет та же самая участь. Переживем трагический период, связанный с разочарованием. Но потом мы увидим жесткий механизм контроля и регулирования.

Беседовал: Александр Столяров



Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться