Спецпроекты
Как новые технологии меняют систему образования  
Как новые технологии меняют систему образования  
Технологии
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Учеба в цифровом формате

Как новые технологии меняют систему образования  

Новые технологии активно внедряются в систему образования и трансформируют ее. Это неотъемлемый этап диджитализации экономики. Но цифровые тренды будут дополнять, а не разрушать традиционные подходы в образовании, считают эксперты.

3D-принтеры и мультитач-дисплеи

Современная система образования была создана в эпоху индустриализации. Она стала, по сути, ответом на появление первых крупных предприятий. Конвейер, большое число рабочих мест, узкая специализация. Академическое образование поощряло учащихся к накоплению большого объема знаний. Однако автоматизация и цифровизация производства, судя по всему, оставит этот подход в прошлом.

Как стать №1

В эпоху цифровой экономики работодатели будут требовать от сотрудников, прежде всего, умения мыслить. Благодаря интернету в открытом доступе оказались большие массивы полезных знаний. Студентам надо их не запоминать, а анализировать. Новые учебные программы и технологии должны им в этом помочь.

Большое значение приобретает в цифровую эпоху онлайн-образование. Онлайн-курсы дают слушателям практические навыки. Обучающиеся могут проходить их дистанционно.

Новейшие технологии, как дополненная реальность, упростят и ускорят получение новых знаний. Надевая специальные очки или контактные линзы, студенты смогут интерактивно получать новую информацию. Или 3-D принтеры, помогающие распечатать нужные для обучения модели.

Облачные вычисления упростят доступ к учебным материалам. Учебники, дневники, домашняя работа – открыть их можно будет, подключив свой гаджет к интернету.

Еще одной технологией перемен могут стать мультитач-дисплеи. Они заменят обычные школьные доски. Ученики будут подключаться к ним и решать в режиме онлайн задания от учителей. Другая технология, повышающая интерактивность обучения – «гибкие дисплеи». Они заменят тетради и даже ноутбуки. Эти гаджеты можно будет свернуть в трубочку. Студенты будут листать тексты с помощью технологии свайп, проводя по экрану устройства пальцем.

Ну и, наконец, из области фантастики. Робот Vgo для виртуального присутствия. Когда ребенок заболеет, робот сможет ходить вместо него в школу. Во время уроков робот будет сидеть за партой ученика и передавать ему всю важную информацию. Кажется, это невозможно и мало правдоподобно. Однако такая технология уже есть. Ее предложила компания Vgo Communications.

Другой образовательный проект из области роботехники – «робот-учитель» Engkey, созданный в Южной Корее. Пока такой робот является телемостом – через него учитель английского из другой страны мира учит южнокорейских школьников языку. Однако в будущем эти роботы смогут самостоятельно преподавать детям разные предметы.

Революционная трансформация мышления

Индивидуальный подход и интерактив

Новейшие технологии дополнят и изменят, но не ликвидируют традиционные формы образования, говорит профессор Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Татьяна Абанкина.

«Технологии расширяют сферу онлайн-образования. Оно будет сильнее соединено с традиционными формами образования. Онлайн-образование позволит студентам получать знания от ведущих профессоров. Будет повышена доступность всех информационных ресурсов. Более того, образование online позволит учитывать индивидуальные способности каждого человека. Для всех студентов будут разрабатываться индивидуальные программы, –  отметила эксперт.

Она обратила внимание, что сегодня есть две тенденции в области цифровизации образования.

«Первая – это коммуникация «one to one». Педагог выстраивает для каждого ученика индивидуальную программу обучения. Студенты работают за своими компьютерами по индивидуальной программе. Вторая – это образование в стиле «инфотеймент». Образование через увлечение, построенное на интересе учеников к тем или иным областям знаний. Интерес можно развивать за счет использования в процессе обучения площадок музеев, библиотек, культурных центров», – заключила Татьяна Абанкина.

О перспективности такого подхода говорит и мастер ТРИЗ (теории решения избирательных задач), автор книг по развитию мышления книг, изданных в 13 странах мира, в Японии, Китае, странах Западной и Восточной Анатолий Гин. «В будущем появится еще большее разнообразие образовательных ресурсов. На базе музеев будут работать «центры погружения», где человек сможет за четыре дня изучить какой-то отдельный раздел, скажем, физики. Или, к примеру, людей будут погружать в греческую мифологию в специальном месте – на Кипре, Крите или можно даже и здесь, в Москве. Вокруг будет древнегреческий антураж для более глубокого понимания мифологии», –  рассказал Анатолий Гин.

Важность фундаментальных знаний

Руководитель Всероссийского фонда «Образование» Сергей Комков считает, что цифровая методика обучения позволяет ученикам более легко усваивать материал. «Цифровая методика расширяет возможности для работы педагога. Однако нельзя забывать о том, что это всего лишь метод. Главное – педагог», – отметил эксперт.

Он добавил, что фундаментальное классическое образование в будущем продолжит играть большую роль. «Это основа основ. Мы видим, как США пошли по другому пути. Они сделали ставку на прикладную подготовку и упустили фундаментальную. Мы должны избежать этих ошибок. Повышение уровня прикладных исследований, преподавание прикладных знаний не должно идти за счет сокращения академической основы. Я считаю, 70% образования должно состоять из передачи студентам фундаментальных знаний. Прикладные должны составлять только 30-40%», – подчеркнул Сергей Комков.

Автор: Александр Столяров  



Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться